Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пантеон исторической и... моей памяти

17 марта, 21:00
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ, 1914 г. / ФОТО С САЙТА OLDKYIV.ORG.UA

Глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов подписал распоряжение об объявлении блиц-конкурса на определение лучшей градостроительной концепции культурного, архитектурного и художественного восстановления памятника археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII—X вв. с фундаментом Десятинной церкви X в.». Конкурс проводится с 25 февраля по 25 апреля 2011 года. Условия конкурса предусматривают не только консервирование и современную музеефикацию аутентичных остатков и следов церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинной), но и создание архитектурного ансамбля с инфраструктурой музейного комплекса.

...Есть в Киеве на гордой Славутовой круче удивительное место, которое неизвестной силой космического энергоинформационного поля притягивает к себе чувствительных и способных к восприятию благотворных невидимых лучей сильных духом и умом добропорядочных людей. Восхождение к нему можно осуществить по Андреевскому спуску, который сызвека связывал в Старом Киеве Нижний город (Подол) с Верхним, — княжескими дворцами, Десятинной церковью, Золотыми воротами, Софией Киевской, Золотоверхим монастырем. Сегодня он увенчан Андреевской церковью — небесным престолом и храмом, ориентиром и украшением не только Киева, но и всего мира.

Именно на это сакральное место, с которого Святой Андрей увидел небесное величие днепровских круч и сказал свои пророческие слова, — «Видите горы эти, на этих горах засияет благодать Божья, и будет большой город и много церквей будет построено» — принесла меня из Дарницы на руках матушка, преодолев пешком более чем 10-километровый путь, чтобы здесь, в этом благословенном месте, в церкви на подоле окрестить своего младенца.

С тех пор в любое свободное время, и обязательно по возвращении из далеких длительных путешествий, всегда прихожу на то освященное место, чтобы по Андреевскому спуску подняться дорогой Апостола к вершине, на которой стала на ноги и «пошла» в века Русь-Украина.

Здесь, на киевском Монмартре, постоянно происходят знаковые события, отображенные в произведениях В. Дибровы «Андріївський узвіз», М. Булгакова «Белая гвардия» и «Дни Турбиных», в комедии М. Старицкого «За двома зайцями»; в эссе, размышлениях, воспоминаниях Р. Синько «На зламах епох»...

На этой подвижнической стезе, в уютном парке вечного города между Андреевской церковью и «замком Ричарда Львиное сердце» Небо послало мне навстречу седого мужчину с ликом святого и проницательным доброжелательным взглядом. Этим, будто бы с иконы мужчиной оказался Ростислав Александрович Синько — кинорежиссер, скульптор, художник, писатель. Он пригласил меня к себе — в кабинет директора музея-мастерской И. Кавалеридзе, расположенного у подножия стремящегося к небу величественного златоглавого сооружения, символа гармонии, согласия, утонченности, красоты.

В старом здании музея, заполненном картинами и скульптурами, в окружении известных в Украине художников, писателей, актеров, скульпторов, политиков всегда господствовала атмосфера духовного родства, взаимоуважения, доброты, сочувствия. Эта аура любви к своей земле, к своему народу в этом насыщенном энергетикой и информацией пространстве, концентрировалась, фокусировалась и направлялась на возрождение нашего ущемленного национального самосознания, ошельмованной истории, униженной культуры, языка; она помогала мне, представителю традиционной медицины, искать первопричины телесных болезней в сфере духовной.

Здесь, в музее И. Кавалеридзе, часто проводились выставки, отмечались юбилейные даты; проводились диспуты, обсуждения насущных проблем. Одна из них касалась наиболее знакового, священного места в Киеве и всей Украине, откуда «пошла» Русь-Украина: одни на месте уничтоженной там татаро-монголами Десятинной церкви предлагают возродить храм, другие — ввиду того, что достоверных сведений о церкви, ее виде не сохранилось, были категорически против любого здания. Я мечтал о строительстве (ведь фундаменты сохранились) Всеукраинского Храма согласия, единения всех религиозных конфессий. Мысли Р. А. были более масштабными: на той уникальной наиболее важной «золотой» площадке всеукраинского значения должна проходить сакрализация национального — потому он предлагал строить там символ государства — Национальный Пантеон исторической памяти Руси-Украины: выдающихся деятелей Украинского народа, героических фигур, которые пролагали путь в будущее своему народу, формировали национальную идентичность и способствовали самоопределению нации. Он надеялся, что именно такое решение будет поддержано всеми украинцами. И не верил слухам, что Президент Украины может единолично, без общественного обсуждения, позволить строительство культового сооружения на священном месте, на престоле Украины именно УПЦ (МП). Ростислав Александрович очень проникся тем, что московская конфессия по-рейдерски, самовольно, незаконно «застолбила» место около развалин Десятинной церкви, установив памятник своей бездуховности — временную деревянную избенку — часовенкой ее в таком контексте язык не поворачивается назвать. Что это, как ни циничные и нахальные пиратские действия с целью захватить и опорочить украинскую национальную святыню, расположенную в самом сердце древнего Киева, в пределах историко-архитектурных заповедников «Город Владимира» и «Древний Киев», где законом запрещается любое строительство? И такие дерзкие действия позволяет себе делать самовольно Московский Патриархат по отношению к Десятинной церкви Рождества Богородицы, построенной в 989—996 гг., — то есть почти за полтора века до первого летописного упоминания о Москве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать