Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Привязка к истории плюс современный креатив

О статье Петра Кралюка и теме, с помощью которой можно объединять целые регионы
08 августа, 20:58

Статью Петра Кралюка «Удивительная судьба итальянца XVII века. Пиетро делла Валле: тот, кто хотел превратить Украину в «экономический рай» («День» от 8.02.2019) я прочитал не сразу, а с некоторым опозданием. Именно тогда, когда отмечали День нашей морской пехоты. Возможно, это случайное совпадение и подтолкнуло к определенным выводам. Напомню, о чем шла речь в материале:

Делла Валле прибывает в Константинополь (Стамбул), где изучает турецкий и арабский языки. В 1615 году едет в Персию и оказывается при дворе шаха Аббаса Великого. Там отстаивает идею «казацкой республики» в Трапезунде. Его поддерживает крымский принц-беглец Шагин Герей. Действовал ли делла Валле самостоятельно? Автор пишет: «Вероятно, он был агентом итальянского, в частности венецианского, купечества, заинтересованного в переориентации торговых путей в Европе...»

Поэтому персидскому шаху итальянец изложил свою идею обстоятельно, даже на военной тактике потенциальных союзников остановился: «Съезжается много казаков из окрестных земель... Они выбирают среди себя лучших лидеров. Плывут вооруженными чайками, которые вмещают иногда от четырех, а то и до семи или восьми тысяч отборных воинов, они на самом деле хорошие гребцы и моряки». Следовательно, делла Валле специально обращает внимание на способности украинских казаков как специалистов по морскому бою. Когда шах заинтересовался этим вопросам и спросил, как сделать, чтобы Константинополь пал, делла Валле ему ответил, что это сделать очень просто, «нужно только подружиться с казаками». Их необходимо обеспечить и защитить от нападений; а кроме того, укрепить их порты, а то и построить пристани. Это только прибавило бы сил казакам. Тогда они, при такой поддержке, могли бы иметь большие успехи в битве с турками, сделали невозможным бы плавание турецкого флота на море. Вся дальнейшая информация шаха также подавалась с учетом того, что придется иметь дело со специфической военной кастой: «Казаки своими атаками с моря завладели бы турецкими поселениями и передали бы их в руки персам. Они умеют завоевывать чужие страны, но не могут их долго удерживать. Потому что у них нет такой возможности, ведь они всегда в движении, живут на противоположном берегу, а целую армию держат на море...»

Как известно, именно в апреле 1492 года запорожские казаки получили первую зафиксированную в исторических документах победу над турецким военно-морским судном в Черном море, освободив украинцев, проданных в рабство. Историк Михаил Грушевский потом писал, что это было первое в истории официальное упоминание о действиях украинских казаков на море. Почему-то подумалось о таком: мы вот много знаем о легендарной морской пехоте США. А когда она родилась? Оказывается, только в 1775 году. Значит мы их опередили почти на двести лет? По идее, мы и государство должны иметь успешное. Но с созданием  государства у нас ситуация хуже. Потому что менталитет таков. Отдельные группы людей могут хорошо воевать: если не Запорожская Сеч, то Холодный Яр или народная армия Нестора Махно (которого философ Мирослав Попович назвал «последним запорожцем»)... то мотивированныы добробатовцы, которые в 2014 году своими телами остановили российское нашествие. Но системного подхода к созданию державы у нас никогда не было. Означает ли это, что не стоит вспоминать о давних успехах на море? Вовсе нет. Подобные исторические материалы стоит широко использовать не только при воспитании будущих морских пехотинцев, но и обучая молодых политиков и дипломатов. Почему итальянцы и персы планировали использовать казаков, а не наоборот? Неужели лучше погибать в море, чем сидеть дома за учебниками? Вот именно... Поэтому вышеупомянутую статью Петра Кралюка я включил бы в программу подготовки дипломатов.

* * *

А еще стоит щедро вооружать этим материалом наших кинематографистов. Сколько интересных сюжетов подбрасывает нам сама жизнь! Интересно было бы проследить, как оказалась в подразделении морской пехоты журналистка Лариса Мала. Она попала к тем морпехам, которые вышли из Крыма, потому что не хотели предать Украину. Гармонично вписалась в коллектив. Поэтому в сценарий ее! Развить тему. Россияне уже сотни фильмов сняли об Афгане, Чечне, разведчиках Второй мировой и о «смершевцах» со сверхчеловеческими возможностями, а мы почему-то до сих пор раскачиваемся.

* * *

Территориальный аспект. Интересно, что первыми морпехами в 1918 году стали гуцулы. Первый полк морской пехоты так и назывался: Гуцульский. Планировалось иметь части в Одессе, Очакове и на Перекопе. Однако воевать пришлось на Черкасчине, Винничине, Киевщине... Морские пехотинцы были среди тех героев Армии УНР, которые отправились в Первый Зимний поход тылами деникинских и красных войск. За пять месяцев морские пехотинцы вместе с другими украинскими вояками прошли с боями не одну тысячу километров... Украинская республика не выстояла, но отважные морпехи были участниками Второго Зимнего похода Армии УНР. 17 ноября 1921 года участники рейда потерпели поражение на Житомирщине. Среди погибших был и один из создателей морской пехоты УНР Михаил Билинский. Гуцульщина, Одесчина, Николаевщина, Херсонщина, Житомирщина... Видите, как эта тема может объединять регионы?

* * *

В прошлом году я не пожалел времени и преодолел с полтысячи километров, чтобы пообщаться с капелланом морпехов Андреем Зелинским. Он родом из Галичины. Это очень нетипичный и современный священник. Ему недостаточно быть просто военным капелланом — чтобы лучше чувствовать украинских воинов и быть с ними на равных, он вместе с бойцами преодолел полосу препятствий и с тех пор имеет право носить берет морского пехотинца. Отец Андрей имеет три образования — философское получил в американском Стемфорде, богословское в Риме и политологическое в Киево-Могилянке. Владеет десятью языками! Россияне, если бы имели такого героя, уже несколько сериалов сняли бы. А мы? Морская пехота — это мощный бренд!

Сын знакомого луганского просветителя неожиданно становится морским пехотинцем. Представитель Донецка Михаил Голубенко (три года тому назад сепаратисты при пособничестве местной власти побили его и отца за проукраинскую позицию), также, когда пришло время, решил служить в морской пехоте. Отец после избиения стал инвалидом, а вот сын скоро вернется в родное село, имея морпеховскую подготовку за плечами. А как печалилась Украина по поводу гибели военного медика, тавричанки Ирины Шевченко? Пророссийские боевики убили ее, выстрелив противотанковой ракетой по санитарному автомобилю. Верная дочь Таврии, а погибла на Донбассе. Виктор Мороз, который командует взводом в 36-й отдельной бригаде морской пехоты, о ней говорил очень тепло: «Наша Ира — это образ чего-то постоянного, что есть всегда рядом и что просто не может исчезнуть. Так, по-видимому, дети думают о своей маме...» А журналистка Анна Комарова продолжила: «Она и останется мамой, сестрой, подругой, настоящим боевым побратимом для всех морских пехотинцев. Всегда была в самом аду, спасая жизнь ребят... У Ирины осталась только сестра, и она от государства не получит ничего. Потому что все выплаты выдаются лишь родителям или детям. Люди, уважение и благодарность им, собрали достаточно большую сумму. Что осталось от похорон, потратим на памятник. Иринку похоронили на Аллее Героев, среди красивых надгробий известных в Херсоне людей. Мы не можем позволить, чтобы у нее была бедная и серенькая могила...»

Поэтому и говорю: ничего особенно выдумывать не нужно. Просто побольше знаний, побольше контактов, креатива и в результате — побольше хороших современных книг, передач и фильмов. При таких условиях славные деяния наших предков станут неплохой почвой для добрых дел нынешних.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать