Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Солидарная» пенсия коммунизирует труд

Чтобы ее свернуть, нужно нормализовать налоги и другие обязательства
26 мая, 12:47
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

...Самым досадным является то, что украинское общество о пенсионной реформе собственного мнения не имеет, а потому не может, да и не хочет выставлять соответствующие требования перед законодательной властью, то есть — перед народными депутатами Украины в первую очередь!

В сообщениях членов правительства преимущественно говорится об «осовременивании» пенсий и их повышениях. Однако такие изменения — это ПРОФОРМА! «Подтягивание» доходов пенсионеров до определенного уровня в условиях искусственного повышения зарплат и инфляции. Все остальное при этом остается без изменений. А РЕФОРМА — это изменение принципов и способов удовлетворения обществом его пенсионной потребности. К сожалению, члены правительства и законодатели об этом не говорят и, как выглядит, эффективно действовать в этом направлении не хотят.

Сегодня пенсионная потребность украинского общества удовлетворяется «солидарным» способом: часть работы каждого работающего руками его работодателя государство изымает в общий котел без каких-либо гарантий возвращения средств в семью работника. О соответствующей оплате процентом и речи не идет! Если работник умрет еще до выхода на пенсию или же какое-то непродолжительное время проживет «на пенсии», деньги для его правопреемников будут потеряны. Но гарантированно будет потеряна их текущая капитализация — инвестирование части этих денег в частные активы семьи, в их частную собственность и получение от этих активов текущего дохода. А эти деньги (часть трудовой жизни) нужны людям тогда, когда они молодые, потребности у них не «суженные», а полноценные...

Сегодня из текущих доходов семейных бюджетов, которые формируются от работы каждого гражданина, государство изымает (обособляет) немного больше одной пятой, еще до недавнего времени оно изымало больше трети. Эти деньги можно выразить в частях трудовой жизни: если не 12 лет из 36 окажутся в общем котле, то 8!.. Каждая семья в Украине через «солидарную» систему социальной (в первую очередь — пенсионной) безопасности теряет в среднем 5 миллионов гривен при жизни! Такое «урегулированное» общество не может быть эффективным в принципе! Оно не может эффективно работать из-за разрушения мотивации к труду.

Но это только часть проблем, потому что общество теряет интегрированность из-за невозможности формировать частную собственность естественным образом (от капитализации сэкономленной части текущего заработка), передавать ее в наследство следующим поколениям и на этой основе обеспечивать эффективность бытия семьи. Ви нынешних условиях наследовать из заработанного практически нечего, каждое поколение начинает с нуля и действует по принципу «каждый сам за себя!»

Следовательно, «солидарная» пенсия коммунизирует труд — обособляет значительную его часть от доходов работника и превращает ее из частной формы в общественную. Этим она в принципе противоречит частной собственности на уровне сознания и естественной организации семейного общества, строению и взаимодействию базовых общественных институтов: личности — семьи — семьи — труда — сбережений (капитала) — управления общим благом. И этим она разрушает украинское общество в его основе, в институционном строении. Поэтому ее нужно свернуть, выполнив уже взятые на себя государством обязательства. И чем скорее в Украине это будет сделано, тем лучше для всех ее граждан. ...И для государства!

Чтобы свернуть «солидарную» пенсию, в первую очередь нужно нормализовать перераспределение труда, то есть установить налоги и другие обязательства, которые отчуждают или обособляют реализованный труд, так чтобы они перераспределяли его не больше, чем на 1/3. Это аксиома, экономический стандарт, о котором уже давно прекратили споры во всех развитых странах. К тому же — стандарт максимального перераспределения! Чтобы его достичь, нужно установить ЕСВ 0, НДС 10% (это минимум мер и минимум снижения налогов на первом этапе). Доходы семейного бюджета, сформированные трудом гражданина, после налогообложения на этих условиях будут составлять 2/3 от величины его реализованного труда. Семейные бюджеты будут иметь возможность собственноручно финансировать свои потребности, то есть вступать в экономические отношения (покупки-продажи, а главное — сбережений!). Экономика будет расти с максимальными для нее в данных условиях темпами и, что важно, — правильно со структурной точки зрения. Общественные противоречия, вызванные избыточным перераспределением труда, ослабеют, станут меньше противообщественных проявлений, укрепится мораль общества, ослабеет коррупция.

Следовательно, встанет вопрос: а как это сделать? Этот вопрос, как и сама реформа, является политическим и содержит две составляющие. Первая составляющая — как выполнить взятые государством на себя обязательства перед теми людьми, кто уже на пенсии или еще работает и имеет больший или меньший «солидарный» пенсионный стаж и будет вынужден претендовать на его обслуживание из «солидарных» источников финансирования в будущем (имплицированный долг)? Вторая составляющая — как устроить обеспечение пенсионной потребности тех, кто будет иметь ту или иную часть частного пенсионного стажа, то есть то ли отдать должное частности этих средств и отдать гражданину право самостоятельно распоряжаться, то ли и в дальнейшем через «обязательность» взносов в те или иные фонды под предлогом «заботы о его будущем» вести его за руку (а практически — за нос) «к лучшей жизни»?

На первую часть этого вопроса ответ очевиден: имплицированный долг нужно профинансировать из бюджета до полного угасания. На указанных условиях бюджет будет наполняться в разы больше, чем сегодня, а потому средств для этого финансирования будет более чем достаточно. Об этом свидетельствует опыт стран, которые эффективно уменьшают налоги или уже имеют близкое к нормальному перераспределение труда. А угасать имплицированный долг начнет сразу, как только будет прекращено образование нового «солидарного» пенсионного стажа. Общий срок времени, который нужен для сворачивания «солидарной» составляющей в пенсионной системе Украины на указанных условиях, составляет 25 лет.

Что же касается второй части политического вопроса, то общество имеет свои собственные, выработанные временем и опытом, инструменты для проработки ситуации с обеспечением будущей пенсионной потребности силами семей путем капитализации сбережений (приобретение материальных и нематериальных активов, ценных бумаг...). Для реализации этих потребностей в Украине «уже сегодня» есть немало финансовых инструментов: частные пенсионные фонды, инвестиционные компании, банковское депонирование, фондовые биржи и тому подобное. Для их полноценного функционирования нужен свободный частный финансовый ресурс, которого нынешние условия не дают (не оставляют!). Другой способ — инвестировать напрямую «в детей»: финансирование их рождения, воспитания, образования, здоровья и тому подобное. Для Украины такая инвестиция может даже лучше, чем финансовая!

При этом важно, чтобы не было принуждения. Тогда не будет государственного монополизма и попытки пенсионные средства (часть реализованного труда граждан) сконцентрировать в одном месте и присвоить их (или обесценить, что то же самое).

И последнее: государство должно контролировать, под какую ставку такие сбережения будут осуществляться. Ставка должна быть такой, как и ставка рефинансирования национального регулятора. Тогда не будет нарушен принцип «инвестиционности» пенсионных сбережений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать