Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Без аплодисментов улицы...

Во вторник президент и народные депутаты искали возможность, как деликатнее «обойти» Конституцию и распустить парламент
21 мая, 18:32
ФОТО НАДАНО ПРЕС-СЛУЖБОЮ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ

Хотя страна официально и получила нового президента, похоже, политическая турбулентность будет только усиливаться. После заявления спикера парламента Андрея Парубия, коалиции в Верховной Раде официально теперь уже точно нет. Тем временем, глава правительства Владимир Гройсман заявил, что в среду подаст в отставку, но принятой она будет считаться лишь после того, как за нее проголосуют народные депутаты. Ну и самое главное — страну ждут досрочные парламентские выборы.

Во время инаугурационной речи Владимир Зеленский заявил о том, что он распускает Верховную Раду, но соответствующего указа на момент подготовки номера еще не было. В то же время во вторник в Администрации Президента новый глава государства встретился с руководством парламента и руководителями депутатских фракций и групп как раз для обсуждения досрочного прекращения полномочий парламента.

«Главным аргументом для роспуска Верховной Рады является очень низкое доверие граждан Украины к этой институции — 4%. Это — оценка работы парламента и самый весомый аргумент для прекращения его полномочий. Я как гарант Конституции обязан гарантировать права граждан Украины. Юридическое основание для роспуска — с 2016 года не существовало коалиции», — заявил Владимир Зеленский, сообщает сайт Президента.

На самом деле, по поводу юридических моментов роспуска парламента уже долгое время продолжаются дискуссии. Единого мнения нет, причем не только среди экспертов, но и среди самих законодателей. Например, лидер фракции «Батьківщина» Юлия Тимошенко заявила после выхода из АП, что ее политическая сила готова к выборам, и убеждена, что президент имеет все основания для роспуска парламента. По ее мнению, такое право он имеет согласно ст. 106 Конституции Украины (отсутствие коалиции с 2016-го), а также напомнила, что в 2007 году тогдашний президент Виктор Ющенко досрочно прекратил полномочия Рады, основываясь на ст. 102 Конституции. (президент является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод людей, которые сейчас нарушаются).

СПИКЕР ПАРЛАМЕНТА АНДРЕЙ ПАРУБИЙ И ВИЦЕ-СПИКЕР ОКСАНА СЫРОИД ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ В АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ВЛАДИМИРА ЗЕЛЕНСКОГО

Минимум странной выглядит позиция фракции «Народного Фронту». «Что касается участия нашей партии в выборах, хотел бы еще раз подтвердить — мы их не боимся, готовы и об этом неоднократно заявляли», — сказал лидер фракции Максим Бурбак, хотя раньше в партии отмечали, что «заявление президента Зеленского о роспуске парламента является исключительно политическим решением и не имеет ничего общего ни с правом, ни с Конституцией». Получается, что в партии готовы пойти на выборы, но готовы и закрыть глаза на нарушение Основного закона?

Когда могут состояться досрочные выборы? Во время встречи в Администрации Президента этот вопрос также обсуждался. «Она (дата. — Ред.) будет зависеть от того, когда Президент издаст указ о роспуске парламента», — говорится на президентском сайте. Позже со слов нардепов стало известно, что это может быть 21 или 28 июля. «Мы видим для себя наиболее допустимую дату проведения голосования 21 июля 2019 года», — сказал журналистам советник президента Андрей Богдан после завершения встречи. Впрочем, по словам того же Богдана, Верховная Рада может принимать решения (любые) и после указа о досрочном прекращении ее полномочий, хотя часть юристов и народных депутатов считают наоборот. Причем каждая сторона ссылается на нормы Конституции.

Следующий вопрос — по какими правилам будут проходить выборы, ведь по поводу действующей смешанной системы есть много критики. Изменить ее в свое время обещал как прежний президент Петр Порошенко, но так этого и не сделали, так уже и действующий гарант — Владимир Зеленский. В своей речи последний призывал депутатов «сделать открытые списки». Однако после встречи в АП стало известно, что шла речь о созыве внеочередного заседания Верховной Рады для принятия изменений к действующему избирательному законодательству, в частности относительно отмены мажоритарной системы и снижения проходного барьера до 3%. То есть об открытых списках уже не говорили, напротив, со слов депутатов, шла речь о возвращении... закрытых списков.

ЛИДЕР «БАТЬКИВЩИНЫ» ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ В АП ЗАЯВИЛА ЖУРНАЛИСТАМ,ЧТО ПРЕЗИДЕНТ ИМЕЕТ ПРАВО РАСПУСТИТЬ ПАРЛАМЕНТ / ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

Следовательно, судя по ситуации, вряд ли следует искать юридической чистоты в определенных вопросах, когда есть политическая целесообразность. Получается так, что каждая сторона под свои цели ищет норму в законодательстве. А все из-за того, что за годы независимости у нас так и не сформировались устоявшиеся государственные институции, политическая и правовая культура. Каждый раз политики ищут возможность, как избежать, а не придерживаться законов. И эту позорную традицию следует, наконец, изменить.

«Ситуация сложная, — комментирует кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины Николай СИРЫЙ. — Выборы президента показали, что между властью и народом есть серьезный конфликт, то есть общество не доверяет власти, в частности президенту и парламенту. Президента сменили, парламент остается старым. В этом конфликте и заключается глобальная основа политического кризиса. Если говорить, есть ли формально-юридический кризис, который обычно возникает в результате конфликта между правительством и частью парламента, то в этом плане, скорее, ее нет. По поводу же нынешнего роспуска Верховной Рады, мы видим, что он назревает, причем из-за того, что есть согласие в самом парламенте. Большинство народных депутатов готово пойти на досрочные выборы, соответственно, это является почвой для легитимизации решения президента. Вне этого процесса остаются внепарламентские силы, потому что им сложнее, они рассчитывали свои силы на 27 октября.

В вопросе наличия-отсутствия коалиции, по моему мнению, политикум занимается серьезной спекуляцией и искривлением информационного пространства. Ни в одной стране Европы нет обязательного правила для постоянного функционирования парламентского большинства. Нет и быть не может. Но нам навязывается мысль, что в рамках Верховной Рады должен функционировать постоянно действующее большинство. Это серьезная проблема, которую нам еще нужно будет преодолевать в сознании и в информационном поле. Дело в том, что правило императивного требования о постоянно действующем большинстве противоречит принципам парламентаризма, ведь парламент — это обобщение разных идей и позиций, то есть не только большинству, но и меньшинству. Если принять  позицию наличия постоянного большинства, тогда из парламентского процесса исключаются любые миноритарные интересы. Большинство в парламенте нужно в первую очередь для того, чтобы сформировать правительство на коалиционной основе.

В вопросе нынешнего роспуска парламента внутри меня борются два начала. Как профессиональный человек, законодатель я больше склоняюсь к консервативной позиции, которая заключается в том, что если есть возможность искать балансы, согласования, компромиссы, то это нужно делать до конца, не спеша с радикальными методами. Ведь роспуск парламента — это радикальный инструмент, которым не нужно злоупотреблять. Но если сама Верховная Рада не хочет бороться за свою парламентскую жизнь, тогда просто нет другого выхода как, придя к общему согласию между парламентом и президентом, идти на роспуск Верховной Рады.

Те страны, которые исповедуют демократические стандарты, закладывают предохранители, чтобы не вносить изменения в налоговое законодательство в тот момент, когда, например, длится бюджетный период, а в избирательное законодательство, когда начинаются выборы. Если мы способны придерживаться этого, тогда мы на правильном пути демократических стандартов. Опять же, здесь я больше склоняюсь к консервативным взглядам в конституционно-правовых вопросах. Мне кажется, что они составляют более прочное основание для общества, чем решения, которые принимаются под конкретный момент и быстро. С другой стороны, общество рассчитывало на изменение избирательного законодательства в виде пропорциональной схемы с открытыми списками. Но, к сожалению, это решение так и не приняли. А, следовательно, избирать народных депутатов по действующей избирательной схеме — это подвергаться старому качеству парламента.

Что касается роспуска Верховной Рады в целом, то его также не нужно воспринимать буквально. Это такая условная характеристика, которая означает, что начался избирательный процесс, а парламент должен действовать до принятия присяги новым составом Верховной Рады, то есть принимать законы, постановления и осуществлять полноценную парламентскую деятельность».

ГОЛОС ИЗ FACEBOOK

Ирина Бекешкина:

«Читаю на сайте Президента Украины: «Главным аргументом для роспуска Верховной Рады является очень низкое доверие граждан Украины к этому институту - 4%. Это - оценка работы парламента и самый весомый аргумент для прекращения его полномочий».

Я так понимаю, что в официальных документах должны быть точные цифры. Поэтому у меня вопрос: откуда взялись 4%? Я старательно искала, последние измерения рейтингов доверия к институциям, которые нашла - в опросе «Рейтинга» (февраль-2019): в основном и полностью доверяют Верховной Раде 12%. Конечно, 12% - это тоже маловато. Но не 4%!

В общем, доверие к ВР было относительно весомым только сразу после избрания (да и то негатив преобладал).

12% - немного? А вот в декабре 2015 года, через год после избрания полное и подавляющее доверие к ВР, согласно опросу "Дем. инициатив" и КМИС - 9.5%. То есть, по этой логике, распускать ВР надо было уже через год после избрания?

Что дальше? Декабрь 2016 - 12% (разогнать!), декабрь 2017 - 9% (разогнать!) Это еще меньше, чем 12%! Так что - каждый год надо было распускать ВР?

Кстати, к другим государственным институтам доверие на том же уровне (особенно к судам). Так давайте все и всех распустим, "до основанья, а затем ..."

Но возвращаюсь к своему вопросу: откуда взялись 4%? И при чем здесь Конституция?».

P.S. Во время сдачи номера на сайте Президента Украине появился Указ, которым Владимир Зеленский распустил Верховную Раду и назначил досрочные выборы парламента на 21 июля 2019 года. «Руководствуясь частью второй статьи 77, частями шестой и седьмой статьи 83, пунктом 1 части второй статьи 90 Конституции Украины и в соответствии с пунктами 7 и 8 части первой статьи 106 Конституции Украины постановляю: 1. Прекратить досрочно полномочия Верховной Рады Украины восьмого созыва. 2. Назначить внеочередные выборы в Верховную Раду Украины на 21 июля 2019 года. 3. Кабинету Министров Украины обеспечить финансирование внеочередных выборов в Верховную Раду Украины. 4. Этот Указ вступает в силу со дня его опубликования», — говорится в тексте Указа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать