Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нерв второго тура

Каких опасностей и рисков ждут вынужденные переселенцы от выборов и после избрания президента?
10 апреля, 18:38
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Много интриг, много пиара, много шоу, много слов. В конечном итоге уставшими от войны оказались те, кто даже не слышал пушечной пальбы. Часто употребимыми стали слова вроде «предательство», «победа», «порохобот», «юлебот», «наркоман», «анализы», «стадион» и т.п. Слова «война», «потери», «гибель» многими воспринимаются на уровне официальных сводок Все это не имеет никакого отношения к тем реалиям, с которыми столкнулись жители оккупированных территорий — Крыма и части Донбасса. Ведь они живут в достаточно прагматичном измерении — как выжить без своей (!) крыши над головой, без стабильной работы, без отношений с теми, кого еще недавно считал вменяемыми и адекватными друзьями, а теперь не общаешься даже с близкими родственниками, которых «укусил» Путин. 2014 год многим из них вообще перечеркнул их прошлое. Но и это не самое страшное. Отсутствие возможности похоронить родных и близких, если ты остался в соответствующих «списках», если не побоялся в свое время выразить свою позицию и в конечном итоге поднять на уровень гражданской ответственности вес собственного голоса. Неухоженные могилы их родителей остаются там. И это четкая действительность. Это их нерв. Именно поэтому переселенцы (так их назвали, и это слово стало общеупотребимым), которые стоят в очередях для того, чтобы получить бумажку, которая заверяет право на этот голос, осознают грань между телевизором и будничной жизнью, между популизмом и реальными делами.

«День» решил провести заочный круглый стол с представителями именно этой прослойки избирателей — переселенцами. Они разные по профессии, но все они уже пять лет не видели своих домов. И все эти пять лет они жили надеждой на то, что их мытарства не напрасны. Именно поэтому они критичны и придирчивы ко всем кандидатам. Но самое главное —  это именно те люди, которые в момент ответственности умеют мобилизоваться и определить стратегические приоритеты.

«МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С ТЕХНОЛОГИЯМИ»

Игорь ТОДОРОВ, профессор Ужгородского национального университета:

— Те, кто своими глазами наблюдал то, что происходило в Донецке весной 2014 года, усматривают определенные аналогии с тем, что мы видим сегодня. Мы имеем дело с технологиями. Когда меня в начале апреля 2014-го спрашивали, что такое «Донецкая народная республика», я отвечал, что это фейк. Этого не может быть, ведь этого не может быть никогда. Но надо отметить, что этот проект был очень профессионально и качественно отработан РФ. Я всегда говорил, что у нас никогда не было на Донбассе оснований для политического сепаратизма. Люди у нас на Донбассе на самом деле не привыкли к публичным выступлениям. Но и украинские силы продолжали там существовать в достаточно ограниченном формате. Когда произошло реальное российское вмешательство, то был задействован целый механизм «зомбирования». К сожалению, население Донбасса в апреле 2014 года это не воспринимало серьезно. Город пытался жить мирно и спокойно. И большинство ориентировалось на украинскую власть, которая должна была бы решить соответствующие вопросы. Но, учитывая поведение РФ по аннексии Крыма и ее поведение на Донбассе, понятно, что при том, что Кремль вкладывает туда безумные деньги, напрасно надеяться, что они оттуда уйдут. Не для того Кремль эти деньги вкладывал в эту войну, чтобы уступить. к этому нужно быть готовыми на всех уровнях. И выборы — это один из фронтов такого сопротивления агрессору. Фактически, с весны 2014 года Украина находится в состоянии войны.

Если проводить параллели событий того времени с настоящим, то мы имеем второй тур с безумным вмешательством РФ через разные мероприятия. Теперь мы можем говорить, что проект с «новыми лицами»,  — это  ситуация, когда мы имеем влияние внешних сил. У этих сил нет проблем с деньгами, поэтому они будут тратить столько, сколько нужно для распространения в Украине хаоса. Власть при этом пытается доказать рядовым гражданам, что страна находится в состоянии войны. Но что касается внешней политики, то можно утверждать, что Порошенко создает антипутинскую коалицию.  И это важно.

«МНОГО ЧЕГО БУДЕТ ЗАВИСИТЬ ОТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ»

Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор проекта BlackSeaNews:

— Тема Крыма, Донбасса, выборов в Украине — это вещи, стоящие отдельно от президентского срока. Вопрос намного шире. Поэтому выборы президента — это важно, но они все равно являются лишь этапом в цепи действий по восстановлению суверенитета нашего государства. Поэтому в настоящий момент мы должны ответить на конкретный вопрос — как Россия может вывести свои войска? Из Крыма и Донбасса. Для этого Россия должна использовать определенного «черного лебедя», если для этого будут соответствующие условия. К сожалению, я не думаю, что ближайшие пять-семь лет может появиться такой «черный лебедь». Но Украина должна быть готовой, что в соответствующий момент Россия откажется от своих посягательств на наши территории. И тогда возникнет много вопросов, ведь там уже рождаются поколения, которые не знают Украину.

Если этого не произойдет, то вытеснение российских войск будет возможно только военно-дипломатическим давлением на Россию. Но эту проблему Украина сама не решит. Ее может решить только мировое сообщество. Именно поэтому на столе у Главнокомандующего должны быть соответствующие планы. Как Крым будет возвращен? А это значит, что  надо готовить кадры. Это и риск (потому что не известно, справится ли президент с этой задачей), и необходимость. Поэтому многое будет зависеть от привлечения профессионалов, людей, преданных своему делу.

«САМЫЙ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ РОССИИ ВАРИАНТ — ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ В УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Александр БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ, журналист, переселенец из Луганска:

— Наибольшую опасность я сейчас вижу в поляризации общества. Даже друзья ссорятся, ругают друг друга последними словами из-за предпочтения разных кандидатов. Хуже всего, что часто с обеих сторон — патриоты. И кое-где           — ветераны и участники войны на востоке. Опасность заключается в том, по моему мнению, что это может привести к силовому конфликту в Украине.

Главной угрозой остается РФ с ее целью уничтожить Украину как независимое государство. И самый желательный для России вариант — открытый конфликт в обществе.

При любом итоге голосования патриоты (напомню, они есть среди сторонников обоих кандидатов) выходят, допустим, протестовать против «антиукраинского», с их точки зрения, президента. Российские провокаторы несколькими выстрелами переводят мирный протест в массовые беспорядки и вооруженное противостояние с человеческими жертвами. РФ заявляет, что в Украине «началась гражданская война», и вводит «миротворцев».

Напомню, к границе Украины переброшены значительные российские военные силы. С конца прошлого года непрерывно идут учения разных уровней и всех родов российских войск. Включительно с бомбардировочной авиацией и войсками радиохимической и биологической защиты.

Следовательно, наиболее необходимое в настоящий момент для общества — покой и выдержка, отказ от радикализации и в любых условиях — соблюдение мира.

«НЕЛЬЗЯ ВЕСТИСЬ НА ПРОВОКАЦИИ СОСЕДА»

Михаил МИЩЕНКО, хирург, экс-депутат Луганской областной рады:

— Мы как переселенцы очень остро чувствуем угрозу. Нам есть с чем сравнивать. Наша жизнь была разрушена. Поэтому глубину анализа и степень угрозы мы чувствуем острее. Но чувство тревоги такое же, как и в 2014 году. Если мы как  украинцы, жившие на востоке, столкнулись наглядно с военной составляющей конфликта, то в настоящий момент мы ясно видим идеологическую составляющую влияния на граждан. И эта составляющая внедряется россиянами. Наша власть имеет очень много недостатков, но при этом мы имеем жесткое информационное давление с использованием телеканалов, социальных сетей, фейковых вбросов. Для чего это? Для того, чтобы сменить действующего Президента. Он имеет много недостатков и к нему остается много вопросов. Но надо отличать критику от составляющих информационной войны, когда нивелируются государственнические принципы нашей страны. Для этого нужна соответствующая культура внутреннего диалога нации. Это наша семья, и нельзя вестись на провокации соседа, который в действительности стремится разрушить ее и в конечном итоге забрать себе наше жилище.

Мы имеем Президента, который сделал много для того, чтобы проявить свою позицию в отношении страны агрессора. Для нас важна сейчас дипломатическая и физическая защита. В этом раскладе для России нужно ввести нового игрока на политическую арену Украины. Этот игрок и должен внести соответствующий хаос в нашу повестку дня. Таким образом Россия стремится отыграть те потери, которые понес Кремль за эти пять лет, — о европейском курсе Украины, усилении армии, подъеме национального сознания и т.п. Но и нынешней власти нужно сделать соответствующие выводы. Ведь мы видим, что с кадровой политикой эти пять лет на высшем уровне мы имели существенные проблемы. Недавно сам Президент это признал. К сожалению, для реализации этих выводов осталось не так много времени. Особенно стоит еще раз напомнить, что мы живем в состоянии войны и времени у нас на все решения по государственному строительству крайне мало.

«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ЕДИНОЙ НАЦИИ, ЕДИНОГО НАРОДА»

Лариса ВОЛОШИНА, журналист, телеведущая:

—  Существует моя собственная трагедия с побегом из своего дома. В памяти переселенцев, наверное, навсегда это останется. Равно как и предпосылки войны, которые мы видели своими глазами.  И я должен сказать, что за последние пять лет много чего сделано для того, чтобы укрепить наши государственнические позиции. А это самое главное — осознание себя частью единой нации, единого народа. В последнее время было сделано все для того, чтобы посмеяться над этими достижениями. Превратить эту цель в шутку. И для этого использовались соответствующие поводы. Конечно, до второго тура осталось мало времени, но, по моему мнению, первое, что должен понять Президент, — это то, что нельзя делать все самому. Украина богата новыми людьми. То есть речь идет о кадровой политике, роботе менеджера, который делегирует соответствующие полномочия компетентным людям.

Сейчас я вижу, какие признаки 2014 года нам сегодня напоминают настоящее. И первое, что меня пугает, — это то, когда кто-то говорит, что «язык несвоевременно». То есть речь идет о нивелировании национальных приоритетов, а следовательно государственности. Подчеркну — меня это очень пугает. Вопрос языка, вопрос веры, вопрос украинского государства, вопрос того, что мы имеем реальную войну, а не гражданский конфликт, — все это базовые и принципиальные вещи, которые должны звучать в обществе и соответственно артикулироваться властью.

Безусловно, я обеспокоена угрозой попытки российского реванша после второго тура выборов. Когда я смотрю на результаты голосования в первом туре, то понимаю, что для того, чтобы оккупировать Крым и Донбасс, туда нужно было ввести танки. А теперь для того, чтобы оккупировать Киев, достаточно включить телевизор. Оккупация происходит не только автоматами и пушками. Для Востока и Крыма был один сценарий оккупации. Для другой части Украины будет другой.

Безусловно, мое виденье является травматическим, ведь я оставила свой дом. Но для меня важнейшей в риторике и программах кандидатов является ставка на наше национальное самосознание. Язык, вера, история, собственная субъектность — вот какими должны быть главные приоритеты главы государства. Если произойдет российский реванш, то ценой будут утраченные территории, потерянные жизни украинцев и в конечном итоге, возможно, и утраченная государственность, которая строится не за пять лет. Наше развитие должно строиться на украинских национальных смыслах. Если мне предлагают что-то другое, какой-то окольный путь — увеличение зарплат и уменьшение коррупции — но без украинской идентичности, то я вижу в этом российский смысл. Это манипуляция, чтобы скрыть другую цель.

«РИСКИ ОСТАЮТСЯ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМИ»

Андрей ШАПОВАЛОВ, директор филиала ПАТ НСТУ «Луганская региональная дирекция»:

— Ситуация на Луганщине с 2014 года радикально не изменилась. Риски остаются очень серьезными. К сожалению, мы пошли по пути мягкой интеграции оккупированных территорий. Это пассивная политика. В результате мы не вернули ни территорий, ни сознание большинства тех людей, которые находятся под бомбардировкой российской пропаганды. А в этом Россия нас, безусловно, опережает, так как к этой войне (как идеологически, так и военным путем) готовилась раньше.

Но самое главное напомнить, что те, кто выехал с оккупированной территории, не собираются возвращаться. Представьте себе малышей, которые родились в Луганске, но уже пять лет живут в Северодонецке, Харькове, Киеве, Днепре или Львове. Для них Луганск уже не является родным. Они привыкли к другому, хоть и съемному, жилью. Они привыкли к своему дворику, детскому садику. И Луганск в них не живет.

Но так же растет поколение украинцев на оккупированной территории, они забывают об Украине. Нам придется работать с ними. Безусловно, там есть люди, которые любят Украину и ждут ее. И тут вопрос в том, что Украина делает для работы с ними. И это должно быть четко отмечено во всех программах кандидатов в президенты. Ведь это стратегический приоритет.

Для нынешней команды Президента нужно просто взять в руки свою предвыборную программу 2014 года и сверить с реализованными обещаниями. Проблема не в том, что мало сделано, а в том, что много не сделано. Приведу конкретный и болезненный пример. Недавно за неуплату счетов за электричество нам отключили трансляцию украинских каналов на Луганщине. Возникает вопрос -осознают ли те, кто допустил эту ситуацию, ключевые вопросы информационного обеспечения востока Украины? Повторяю, это конкретный пример во время войны. Не в Киеве, не во Львове и даже не в Харькове. Речь идет о прифронтовых территориях! Таким образом, можно сделать вывод об отношении власти к этому стратегическому вопросу.

«ГЛАВНЫЙ РИСК — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СМЕНЫ ВНЕШНЕГО КУРСА»

Геннадий БОЛДЫРЬ, экс-советник в Посольстве Украины в Республике Австрия:

— Вопрос выбора президента Украины заключается прежде всего в рисках внешнеполитического характера. То есть какой курс изберет государство, будет ли его менять. Большинство вопросов внутреннего характера за эти пять лет должны были бы уже быть решены. Например, проблема коррупции должна была быть минимизирована. Времени для этого было достаточно. Но надо обратить внимание на то, что при попытке смены власти в Украине начнутся активные попытки наших оппонентов использовать новое лицо и новую команду в Украине для того, чтобы получить для себя выгодные решения. И мы все знаем, о чем идет речь. Это федерализация Украины, невступление Украины в НАТО и ЕС и т.п. Это давление может усилиться на Украину, и мы все должны быть к этому готовы. То есть сами украинцы должны задавать курс, требовать от власти четко проговаривать свою цель.

Что касается внутренних вопросов, то, к сожалению, я не вижу новых специалистов, которые бы могли быть конструктивными в решении внутренних проблем. Те, кто постоянно сталкивается с пересечением КПВВ знают, с какими трудностями и иногда даже унижением часто приходится сталкиваться гражданам. По моим наблюдениям при пересечении линии разграничения речь может идти о преступлении конкретных лиц. Определенные действия правительства породили такое явление, как пенсионный туризм. Кроме того, мы получили гибель людей на КПВВ. Люди регулярно умирают в очередях! Это не может просто так забыться.  И это только один пример. У Зеленского людей, которые могли бы решить эти и другие внутренние проблемы, я пока не вижу.

«ДОЛЖНЫ ЗАЩИЩАТЬСЯ, ОТВОЕВЫВАТЬ СВОЕ И БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМИ КАК НА ВОЙНЕ, ТАК И В ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ»

Антон ВАЛЬЯНОС, бывший боец батальона «Айдар»:

— В 2014 году была главная опасность, которая была реальной, в том, что «Путин нападет». И он напал. Но политики, безусловно, использовали этот повод, в том числе и в своих агитационных целях. Тогда Порошенко все же выбрал определенный нейтралитет между другими политическими силами. Я лично, как гражданин и как избиратель, был более радикален. Но тогда война только начиналась. Прошло пять лет. Я себе сам задаю вопрос — какие вызовы и риски мы будем иметь в случае прихода к власти Владимира Зеленского? Примирение? Этого не может быть, ведь не мы начинали эту войну. Только агрессор может изменить свои намерения. Наша задача защищаться, отвоевывать свое и быть бдительными, как на войне, так и в гражданской жизни. Последнее и является проявлением гражданской позиции. Учитывая результаты первого тура, выходит, что в действительности мы не имеем представления, кого именно мы ведем к власти. Зеленского? Не думаю, что только его. Коломойского? Возможно. Но страшнее всего, если за Зеленским будет и не его команда, и не Коломойский, а кто-то совсем другой.  И,  возможно, технологии, которые стоят за Зеленским, идут именно от нашего северного соседа. Лично для меня понятным является то, что Зеленский не является самостоятельной единицей. С другой стороны, мы видим риторику Кремля, которая четко дает посылы, — кто угодно, лишь бы не Порошенко. Сам же Зеленский является темной лошадкой. И в этом я так же вижу определенный элемент технологии. То есть избиратель сам для себя конструирует образ будущего президента. Такая себе фантазия. И это еще опаснее даже лжи, которую можно разоблачить. Ведь таким образом избиратель просто создает в своем сознании искаженную реальность и своим голосом пытается попасть пальцем в небо.

«МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ УКРАИНСКИЙ ЛУГАНСК»

Владимир ЛЕРМОНОТОВ, журналист:

— Один кандидат на выборах «продавал» позитивные эмоции — смех, радость, счастье. Такие эмоции хорошо продаются: «Ну, какая там война, уже же не так стреляют». Другой кандидат настаивал на том, что важно включать мозг. Мне не нравится второй кандидат, он часто говорит слишком пафосно и громко, но я понимаю, что тот второй лучше первого, хотя бы потому, что говорит правду. Их интересуют аншлаги и прибыль, а меня — украинский Луганск.

Одна из технологий на выборах — посеять страх, панику, то, что называется «отчаяние и растерянность». Такая технология накладывается на классическое  «Здавайтесь!». Многие уже переобулись. Что нужно сделать нам? Успокоиться и продолжать идти через этот ад в это трудное время. Идти и побеждать! И еще — избиратели имели право на ошибку в первом туре, во втором — такой роскоши мы не можем себе позволить. Потому что ставки слишком велики. В 2010 году тоже шутили, когда выбрали Януковича: «Таков выбор народа». Дошутились     — харкаем кровью до сих пор. Сейчас в обществе посеяли напряжение и тревогу, обеспокоенность и страх. Именно это мы, луганчане, чувствовали весной 2014 года, когда нас сдавали. Шутки закончились! Думайте, когда будете голосовать, говорите со знакомыми, с друзьями. Думайте об украинском Луганске, а потом уже о том, как «мы устали от войны».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать