Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

Об особенностях будущих местных выборов

За чем идти украинцам осенью на «гонки» в местные советы
22 мая, 2015 - 12:41
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

До конца мая парламентарии должны представить новые правила выборов местной власти. Об этом заявили практически одновременно депутаты Владимир Гройсман и Юрий Луценко. Напомним, что местные выборы, согласно последним данным, должны состояться 25 октября этого года. Впрочем, на сегодняшний день на сайте Верховной Рады до сих пор нет ни одного проекта постановления «О назначении очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских глав в 2015 году». Ситуация, мягко говоря, странная, потому что деньги на выборы в бюджет заложены, а официально оформить местные выборы народные избранники почему-то не спешат.

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ...

Пока известно, что к осенним выборам уже готовится «Блок Петра Порошенко», о чем заявил народный депутат от партии Александр Черненко. Готовятся к местным выборам и в «Батьківщині». Еще в конце марта на собраниях партии представителям местных организаций давались указания, как именно следует готовиться к будущим выборам. «Оппозиционный блок» начал формирование избирательных штабов и назначение их руководителей еще в начале марта. Поэтому не является ли эта подготовка наилучшим доказательством того, что выборы таки состоятся?

Среди препятствий проведения выборов в органы местного самоуправления может быть военное положение, которое вводится согласно статье 19 раздела V Закона Украины «О правовом режиме военного положения» и непосредственно запрещает проведение любых выборов. Но единственный законный способ очистить и обновить органы местного самоуправления — исключительно выборы. Поэтому военное положение в Украине может быть введено только тогда, когда ситуация в государстве обострится до предела в результате внутренних и/или внешних причин, когда уже будет невозможно действовать иначе. К тому же местные выборы нужны подавляющему большинству политических сил хотя бы для усиления своего присутствия в регионах и усиления политического влияния.

Что же касается процедуры, то среди задекларированных реформ есть административно-территориальная. И все было бы хорошо, если бы она не касалась такой сложной темы, как объединение, слияние, укрупнение местных организаций, то есть источников власти тех же органов самоуправления. В «Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине» от 1 апреля 2014 года указано, что реформа должна завершиться в 2015-2017 году. Таким образом появляется классическая аристотелевская дилемма о выборе из двух зол: либо выбрать местное самоуправление на год или два со всеми последствиями (трата бюджетных средств, немотивированность избранных, коррупционные риски), либо никого не переизбирать и еще тот же год-два иметь дело с антиукраинскими элементами в местном самоуправлении, нарушить Конституцию и ряд законов. Но экспертное мнение в этом вопросе однозначно: неважно, на какой срок выбирать местное самоуправление, выборы нужны хотя бы для очищения местного самоуправления.

Еще одной палкой в колесе глобальной перезагрузки местных советов являются выборы на оккупированных территориях. Автономная Республика Крым, как бы нам этого не хотелось, находится под фактическим контролем Российской Федерации, поэтому никакие выборы там невозможны априори. Ни о каких честных и открытых выборах на занятых сепаратистами территориях также речь не идет. Хотя Минские договоренности от 12 февраля и предусматривают проведение местных выборов, но при соблюдении других условий, основным из которых является децентрализация власти.

Сама же многострадальная децентрализация возможна лишь при условии изменения Конституции и нескольких законов. Впрочем, процедура изменений к Основному Закону длится не день и даже не неделю, а целых две парламентских сессии, между которыми обязательно необходима оценка изменений от Конституционного Суда, и очень желательно получить анализ тех же изменений от Венецианской комиссии. Поэтому выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не являются уж очень очевидными. Не стоит говорить и о том, что условия Минских соглашений систематически нарушаются сепаратистами (бои за Дебальцево, бои за Широкино, присутствие тяжелого вооружения, саботаж обмена пленных).

ЗА КЕМ ПОЙДЕМ?

Похоже на то, что местные выборы в нашем государстве таки состоятся. Во всяком случае и президент, и спикер парламента это постоянно декларируют. И перечисленные выше проблемы власть как-то решит, потому что для этого есть политическая воля, которая в новейшей истории Украины нередко подменяла собой закон.

Впрочем, возникает новый вопрос — из кого же, собственно, выбирать в местные советы?

В прошлый раз местные советы выбирались в 2010 году. Тогда победу получила по большому счету Партия Регионов. На Донбассе ее результат приближался к 100% голосов «за». Конечно, чем дальше на запад, тем меньшим результатом могли похвастаться регионалы, но они были (и есть!) у большинства городских, сельских и поселковых советов.

Прошло время, появились новые политические партии. У избирателей на местах будет достаточно кандидатов для выбора. Хотя бы потому, что в настоящий момент в Украине представлено много политических сил на разный вкус. Партия Регионов превратилась в «Оппозиционный блок», которому на результат 2010 года надеяться нечего. Поэтому для политических партий открываются новые перспективы, в частности на территории южных и восточных областей, которые они с радостью используют, чтобы побороться за избирателей. Поэтому о многообразии можно не волноваться.

Согласно данным Комитета избирателей Украины, с начала года уже зарегистрировано 27 новых политических партий. Для сравнения — за весь прошлый год их появилось 39. Председатель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко говорит, что «даже в случае, когда партия возникла перед голосованием, но провела эффективную избирательную кампанию и смогла уловить настроения избирателей, то шансы на успех у нее есть». Поэтому нет оснований сомневаться, что большинство вновь созданных в этом году партий — являются проектами как раз под местные выборы, для реального участия в них, или же отработка не совсем законных, возможно и полностью незаконных избирательных схем.

К тому же Революция Достоинства и война дали украинской политике новые имена и лица. Новые партии и новые лица, скорее всего, используют в своих программах и агитации разочарование в действующей власти. Популярным мотивом, как всегда, будут обещания улучшить условия жизни в населенных пунктах, провести благоустройство территорий и решить неотложные проблемы общества чуть ли не в первый же день после избрания. Тему войны и мира, содействия армии тоже не обойдут.

Можем также увидеть знакомые лица, делегированные общегосударственными партиями на выборы городских глав, особенно это касается больших городов. Но на местных выборах, из-за их специфики, всегда много самовыдвиженцев, то есть тех же новых имен. К слову, на прошлогодних внеочередных выборах местных руководителей, почти все избранные главы городских и поселковых советов — самовыдвиженцы. И этот, несомненно, интересный факт не прошел мимо партийных штабов и тех, кто еще только планирует баллотироваться.

В то же время сами досрочные парламентские выборы показали, что даже после Евромайдана политические партии к объединению не склонны. «Блок Петра Порошенко», «Народный Фронт», «Самопоміч», Радикальная партия, «Батьківщина», «Свобода», «Правый Сектор» шли на выборы отдельно и обвиняли друг друга во всех грехах, стремясь получить больше всего мест в парламенте. И хоть после выборов первые пять партий из перечисленных создали коалицию, негативная риторика в адрес партнеров по этой самой коалиции была и есть. Конечно, нужно помнить, что в политике никогда не следует говорить «никогда», но надежды на объединение этих политических сил для общей консолидированной позиции на местных выборах почти нет.

Но сейчас пока май. Официально избирательная кампания стартует только в сентябре. Конечно, никто этой даты ждать не будет, ведь активная фаза предвыборного процесса стартует еще летом. До этого может случиться все что угодно, даже провозглашение альянса на время местных выборов. Остается только ожидать. Виктор Небоженко, руководитель социологической службы «Украинский барометр» считает, что «деятельность относительно выборов активизируется уже после конца мая, потому что еще неизвестно, какие полномочия будут у местной власти, по какой системе она будет избираться». В любом случае этим летом на политическом фронте если и будет затишье, то непродолжительное.

КСТАТИ

Выборы в местные советы должны проходить по новому закону, который внедрит открытые списки от политических партий и выборы мэров городов в два тура. Об этом заявил заместитель председателя фракции Объединения «Самопоміч» Олег Лаврик, сообщает пресс-служба партии. «Тогда интересы общественности в местной власти будут представлять те люди, которых граждане реально знают и доверяют им. И не будет мэров, выбранных меньшинством», — отметил он.

На уровне поселков, районов и небольших городов «Самопоміч» предлагает внедрить многомандатную мажоритарную систему. Для областных центров и городов, где проживает свыше 90 тысяч избирателей, нужно применять новую для Украины систему пропорциональных открытых списков. Такая система работает в большинстве стран Европы и наиболее точно отображает электоральные настроения обществ.

Сейчас завершает работу рабочая группа, и новый проект закона «О местных выборах» от фракций коалиции могут подать в парламент уже на будущей неделе. Еще одним требованием «Самопомочі» к новому закону является существенное уменьшение количества депутатов местных советов.

Хуже всего, по словам депутата, если вся избирательная реформа может свестись к косметическим изменениям в действующий закон о местных выборах. «Это приведет к возможности реванша старой власти и не даст возможность провести выборы прозрачно», — отметил Олег Лаврик.

Андрей Мизинюк, политолог
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments