Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Они учат нас не бояться...

Эксперты «Дня» — о приговоре Кремля Сенцову и Кольченко. Что должны делать украинская власть и свободный мир?
26 августа, 18:07
ФОТО REUTERS

Приговор российской власти через свой «карманный» суд украинскому режиссеру Олегу Сенцову и активисту Александру Кольченко может бесконечно возмущать, но действенного ответа пока не найдено. Это определенный этап в большой схеме действий нынешнего российского режима по отношению к Украине. Цель — ликвидация нашей государственности, а возможно, и окончательное решение «украинского вопроса». Методы, как видим, используются абсолютно разные — ограничений для агрессора нет.

Сенцов и Кольченко были задержаны российскими спецслужбами в Крыму в мае 2014 года. ФСБ объявила их членами запрещенной в России организации «Правый сектор». И вот 25 мая суд в Ростове-на-Дону вынес приговор Сенцову и Кольченко, осудив их до 20 и 10 лет заключения в колонии строгого режима. Активистов обвинили в том, что они вроде бы планировали совершение диверсионно-террористических актов в ряде крымских городов, а в дальнейшем — уничтожение объектов жизнедеятельности, железнодорожных мостов, линий электропередач.

Оба осужденные со дня их задержания вину отрицали. Все это время ребята держались мужественно и стали примером стойкости для многих украинцев. Отвечая на вопрос судьи, понятен ли осужденным приговор суда и срок его обжалования, Сенцов и Кольченко вместо ответа запели гимн Украины. Судья заявил, что украинцы имеют право обжаловать решение суда на протяжении 10 дней по получении копий приговора.

Защита Сенцова и Кольченко уже заявила, что будет обращаться  в Европейский суд по правам человека в случае, если Верховный суд России отклонит апелляцию на вынесенный приговор. «Мы рассчитывали на более мягкий приговор, но вышло 20 лет, как и обещали Сенцову сотрудники ФСБ, которые его задерживали. Я даю процентов 20 на то, что после апелляции что-то изменится в этом приговоре. Суд не принял во внимание наши доказательства того, что ни Сенцов, ни Кольченко не имели отношения к «Правому сектору», а также проигнорировал заявления о пытках», — сказал адвокат Сенцова Дмитрий Динзе.

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Реакция в Украине и в мире была очень резкой. «Держись, Олег. Придет время, и те, кто организовал над тобой судилище, сами окажутся на скамье подсудимых!» — написал у себя в Twitter Президент Украины Петр Порошенко.

«Очевидно, что решение российского суда является политически мотивированным. Дело, по которому судят наших граждан, не выдерживает никакой критики, что неоднократно отмечали международные правозащитные организации. Я восхищаюсь мужественным поведением своих сограждан на этом судилище. Благодарю Олега и Александра за принципиальную позицию. И хочу подчеркнуть, Украина будет бороться за каждого своего политического пленного и не успокоится, пока не будет освобожден последний из них», — это уже отреагировал в Facebook председатель Верховной Рады Владимир Гройсман.

«Правительство Украины приняло решение о подаче сегодня четвертого иска в Европейский суд по правам человека против Российской Федерации. Это иск Украины против России, частью этого иска является также нарушение права на правосудие, а именно нарушение права господина Сенцова и других украинских граждан», — сообщил вчера премьер-министр Арсений Яценюк на заседании Кабмина

«Решительно осуждаю российский фарс с «судебным процессом», который привел к заключению Олега Сенцова и Александра Кольченко. Позорно», — написал посол США в Украине Джеффри Пайетт в Twitter.

«У российских судов нет компетенции судить за действия, совершенные за пределами международно признанной территории России. ЕС считает, что это дело велось в нарушение международного права и элементарных норм справедливости», — говорится в заявлении главы дипломатии ЕС Федерики Могерини.

Владимир Путин и его окружение действуют непросто жестоко и аморально, их методы — садистские. Такими своими действиями они в том числе проверяют реакцию Украины и всего свободного мира. А что они могут нам сделать?

Показательно, что для российской власти расправа с украинскими деятелями — практика не новая. Есть много исторических параллелей, когда и во времена Российской империи, и во времена Советского Союза Москва осуждала и уничтожала лидеров украинского национального движения, диссидентов, интеллигенции, духовенства. Сегодня эта практика возобновилась. Как известно, параллельно в России продолжается еще один процесс — над украинской летчицей Надеждой Савченко, которую российские военные преступно захватили на оккупированной части Донбасса.

Однозначное осуждение действий российской власти, в частности, приговора Сенцову и Кольченко, со стороны международного сообщества, его общая позиция с украинской властью — сигналы позитивные. Однако остается вопрос — какими все-таки могут быть реальные шаги давления на Кремль для освобождения украинских пленных патриотов?

«...ЕСТЬ КРАСНОРЕЧИВАЯ АНАЛОГИЯ С СУДЬБОЙ КОШЕВОГО АТАМАНА ПЕТРА КАЛНЫШЕВСКОГО»

Игорь СЮНДЮКОВ, редактор отдела «История и Я» газеты «День»:

— Исторические аналогии при оценке каждого важного события несколько не точны — полных тождественных аналогий нет. Но оценивая этот ужасный вызов цивилизованному миру — приговор Сенцову и Кольченко — аналогии есть. Прежде всего, принципом этих аналогий является подход, которым руководствуется путинский суд, — запугать, чтобы боялись все, кто не согласен. По этому принципу аналогии можно провести с самых давних времен — древних тираний Рима, времен Чингисхана — все они стремились запугивать. Но ближе к сегодняшнему дню  красноречивая аналогия с судьбой кошевого атамана Петра Калнышевского, который четверть века провел в темном сыром погребе в тюрьме на Соловках. Но здесь есть разница — Екатерина ІІ обошлась без суда — Калнышевского не судили, а просто бросили в тюрьму без всякого приговора, притом, что императрица стремилась сохранить лицо перед Европой. Так же обходились без суда французские короли, которые, подписав на чистом бланке фамилию неугодного человека, могли бросить его в Бастилию без приговора суда на 5-10-20 лет. Поэтому характерно, что путинская система прибегла к судилищу — формально осуждение Сенцова и Кольченко состоялось через суд в Ростове-на-Дону.

Если же учитывать полный комплекс всех обстоятельств, то аналогии ужасны. Самая главная — это страшные судебные процессы 30-х гг. в СССР, которые были организованы и управляемы Сталиным и на которых выступал пресловутый прокурор Вышинский. Но при этом Сталин пытался сохранять элементы приличия. В 1937 году он имел разговор с Фейхтвангером и доказывал, что эти «враги народа» действительно являются таковыми и это справедливый суд и гнев народа. Кроме того, даже в Германии в конце 1933 г. уже при нацистском режиме на Лейпцигском процессе Георгий Димитров был оправдан, то есть существовали остатки законности.

Если вспомнить 1970-е годы и процессы против диссидентов, то брежневский режим также пытался держаться за остатки приличия — учитывалась реакция Запада. Андропов и все другие из окружения Брежнева имели это в виду, существовала определенная «красная линия», за которую, как правило, пытались не переходить. Самое тревожное то, что сегодня Путин и его окружение цинично демонстрируют, что реакция мирового сообщества для них ничего не значит. Из-за этого, к сожалению, существуют основания считать, что так поступят с Надеждой Савченко. Вчера все ведущие цивилизованные страны мира гневно осудили этот варварский судебный приговор, но мы видим, что реакция России молчание или высказывание, что якобы суд имел все основания осудить Сенцова и Кольченко.

Поэтому это событие очень тревожное, и оно очередной раз демонстрирует, что, к сожалению, цивилизованный мир и путинская Россия — это полярные, антагонистичные, непримиримые полюса. Нужно видеть вещи такими, каковы они есть.

«ЭТО  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САДИЗМ»

Лилия ШЕВЦОВА, ведущий исследователь Института Брукингса, Москва:

— Обвинительный приговор российского «суда» Сенцову и Кольченко означает одно: российская власть демонстрирует всему миру свою готовность брать в заложники как своих собственных граждан, так и граждан других стран и превращать их в свои жертвы. Зачем? Да для того, чтобы доказать свою силу и право на причинение боли. Это государственный садизм. Но эти действия скрывают и нечто другое, более существенное: слабость и  неуверенность.

Не думаю, что заложничество является кремлевским тестом для Украины либо Запада. Это уже не тест — это способ осуществления власти в России.

Сенцов и Кольченко держались мужественно, и Украина может ими гордиться. Они пели Гимн Украины после вынесения приговора. Не думаю, что захваченные в плен на территории Украины российские офицеры, от которых отказалось министерство обороны РФ, будут петь Гимн России...

Какой должна быть реакция Запада? Западные правозащитные организации будут протестовать, конечно. Но  что еще сможет сделать Запад, если он не может остановить войну в Донбассе... Москва будет держать заложников  еще и по прагматической причине: а вдруг понадобятся для каких-либо сделок либо обмена... Гангстерская психология...

«ЗАПАД ПОСЫЛАЕТ ОПАСНЫЙ СИГНАЛ ПУТИНУ: ПОХИЩЕНИЯ — РАЗРЕШАЮТСЯ»

Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики:

— Это — тест для решимости Запада, и Запад его проваливает. И... посылает опасный сигнал Путину: похищения — разрешаются.

«АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ КРЕМЛЯ ИГНОРИРУЕТ ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА»

Владимир ВАСИЛЕНКО, юрист-международник:

— Приговор по делу Сенцова и Кольченко — это способ запугивания любых движений, направленных против путинского режима, и людей, способных на протесты. По отношению к Надежде Савченко тоже не следует ждать мягкого приговора — Кремль продолжит действовать своими методами. От этого страдают граждане Украины — это не только физические, но и моральные страдания, потому что те варварские средства наказания не укладываются ни в какие представления о гуманности. Кремль хочет показать, что любой, кто будет выступать против его агрессивной политики, будет жестоко наказан. Таким образом, это средство запугивания граждан Украины, демонстрация того, что российская власть «всемогуща», может действовать, как ей заблагорассудится, и не прислушиваться к тому, что говорит внешний мир, — это утверждение мании величия. Но это приведет лишь к негативным последствиям для путинского режима, потому что мировое сообщество никогда не признает правомерность действий России. Соответственно, против нее будут применены санкции и ее действия будут признаны неправомерными с помощью решений Европейского суда по правам человека.

С самого начала арест Сенцова и Кольченко, возбуждение против них уголовного дела было противоправным и не отвечало элементарным требованиям и стандартам защиты прав человека. Они были принудительно лишены гражданства Украины, им навязали гражданство России, лишили права на адекватную дипломатическую защиту в соответствии с тем, что они являются гражданами Украины, и на защиту путем предоставления им квалифицированной помощи адвокатов. Осужденные были лишены возможности защищать себя, потому что они были заключенными. В этом деле был целый ряд нарушений, сопровождавших ведение следствия и судебное разбирательство. Но проблема в первую очередь заключается в том, что отсутствует нормальная доказательная база их причастности к терроризму. Сама их профессия и предыдущая деятельность не дает оснований для их подозрения в этих преступлениях, не говоря уже о том, что фактов, доказывающих их террористическую деятельность, просто не существует — все это надуманные и сфабрикованные материалы, которые использовало следствие и суд. Таким образом, это неправосудные приговоры, и они должны быть отменены. Я думаю, решение суда будет обжаловано, и после того как будут использованы все средства местной защиты — пройдут все судебные инстанции РФ — осужденные имеют право подать жалобу в ЕСПЧ в Страсбурге, который, я уверен, признает все приговоры неправосудными.

Наша власть реагировала на это дело достаточно адекватно. Все время МИД сопровождал его — посылались ноты протеста, все меры, которые необходимо принимать в рамках дипломатической защиты, принимались. Другое дело, что путинский режим не считается с элементарными требованиями не только международного права, но и национального права РФ. Этот авторитарный реваншистский режим игнорирует и нарушает принцип верховенства права. Таким образом, все попытки применить существующие механизмы правовой защиты людей недейственны, потому что поведение путинской России абсолютно не вписывается в требования, существующие сегодня в международном праве.

Поэтому в качестве реакции на осуждение Сенцова и Кольченко Запад должен усилить санкции против путинского режима и конкретно против тех людей, которые принимали участие в инсценировке этого процесса. Глава украинского МИД Павел Климкин высказался в пользу составления «списка Сенцова-Савченко», в который должны войти имена причастных к неправомерному преследованию граждан Украины, и введения относительно них строгих санкционных мер мировыми демократиями — по образцу «списка Магнитского».

«ЭТО ВЫЗОВЕТ СМЯТЕНИЕ СРЕДИ ЛЕВЫХ В СТРАНАХ ЕС»

Андрес УМЛАНД, немецкий политолог:

— Это, кажется, прежде всего сигнал крымчанам, чтобы они не становились политически активными. Вот что делает Кремль: «Мы будем решительно подавлять любое политическое сопротивление, как это продемонстрировано нашим безжалостным поведением по отношению к таким выдающимся людям, как Сенцов». Это почти не имеет никакого отношения к Западу. В этом контексте лишение свободы Сенцова является скорее проблемой, потому что это вызывает смятение среди западной левой творческой антиамериканской интеллигенции, которая по наивности отчасти доброжелательно относится к Путину. Запад должен обнародовать подробную информацию об этих двух случаях. Таким образом увеличит политическую плату за деятельность Кремля.

«НАРУШЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ СТАЛО ТО, ЧТО АКТИВИСТОВ ВЫВЕЗЛИ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ И          СУДИЛИ ПО ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Богдан ОВЧАРУК, пресс-секретарь Amnesty International Ukraine:

— Этот приговор стал результатом несправедливого судебного процесса с очевидной политической составляющей. Осужденные сначала стали мишенью российской власти из-за своей оппозиции российской оккупации Крыма. Осудив украинских активистов по сфабрикованным обвинениям в терроризме, власть России в очередной раз показала, что не остановится ни перед чем, если речь идет о расправе с неугодными. Нарушением международных норм стало то, что активистов вывезли на территорию России и судили по российскому законодательству. Согласно Женевским конвенциям, граждан оккупированной территории нельзя вывозить с оккупированной территории, а уголовное законодательство оккупированной страны должно оставаться в силе.

«ПРЕДСТАВИТЕЛИ УКРАИНЫ ДОЛЖНЫ АПЕЛЛИРОВАТЬ К ДЕЛУ СЕНЦОВА — КОЛЬЧЕНКО И НАДЕЖДЫ САВЧЕНКО КАК К СВИДЕТЕЛЬСТВАМ АГРЕССИИ»

Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий НИСИ:

— Учитывая то, что Сенцова и Кольченко обвиняют в организации террористических актов именно в Крыму, то это часть поддержания российского мифа о «страшной угрозе, нависшей над Крымом со стороны хунты», которую удалось «предотвратить» благодаря его аннексии Россией. Фактически никаких подтверждений этого не существует, следовательно, это единственный «факт», за который может зацепиться российская пропаганда и в дальнейшем эксплуатировать эту тему. Но эта проблема является частью большей проблемы для российского самосознания, поскольку события разворачиваются таким образом, что у любого рассудительного человека возникают сомнения относительно данных пропагандистских клише, которые в период 2014 года были развернуты в медиапространстве РФ. Нельзя просто так перевернуть эту страницу и начать говорить на каком-то другом регистре — нужно оставить какие-то «якоря», которые позволяют задерживать и оправдывать эти штампы и стереотипы. Если бы существовало только лишь дело Надежды Савченко, этого было бы мало, а так есть по крайней мере два громких дела. В них все обвинения построены на свидетельствах третьих лиц, которые практически невозможно проверить, опровергнуть или доказать, но для российского «правосудия» этого достаточно. И если в деле Савченко адвокаты могут ссылаться на время ее задержания, согласно видеозаписям, то дело Сенцова — в российском понимании беспроигрышное и поддерживает мифы российской пропаганды. Поэтому здесь меньше рисков для российского самосознания, что дело когда-нибудь развалится или будет пересмотрено.

Сегодня продолжается взаимный торг вокруг проблемы Крыма и Донбасса, и это та точка, на которую Россия может продолжить давить, отстаивая свои интересы. Она пытается говорить с позиции силы, и это одно из подтверждений того, что она не намерена это менять, требуя больших уступок от Украины.

Что же касается действий Украины для освобождения Сенцова и заявления Яценюка об обращении в ЕСПЧ по этому поводу, то следует отметить, что, по правилам, сами адвокаты Сенцова и Кольченко должны обратиться в Европейский суд по правам человека с иском к России. Поэтому это скорее пиар-ход Арсения Яценюка. Украина же должна превратить то, что Россия считает своей сильной стороной, в ее слабость. В широком кругу переговорных вопросов представители нашего государства должны апеллировать к делу Сенцова-Кольченко и Надежды Савченко как к свидетельствам агрессии, несоблюдения цивилизованных правил российской стороной и пренебрежения ею мнением мировой общественности, и таким образом формировать мнение мирового сообщества. На Западе же должно быть давление общественности — именно он в свое время влиял даже на советское руководство, когда диссиденты получали послабления от режима. Россия рано или поздно будет вынуждена начать оправдывать те ожидания, которые мировое сообщество имеет относительно нее. И наша задача заключается в том, чтобы вопросы Сенцова, Кольченко и Савченко стояли на первом месте в перечне требований, которые будет выполнять РФ.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать