Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Повеял ветер «перемен»

«Отмена постановления о переименовании УПЦ МП — это попытка ползучего реванша через суды, которые были недореформированы или неправильно реформированы», — Виктор ЕЛЕНСКИЙ
23 апреля, 17:47
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Окружной административный суд Киева, похоже, почувствовал момент или просто, пользуясь ситуацией, начал «штамповать» решения, которые раньше вряд ли осмеливался бы принять. Причем первое решение относительно незаконной приватизации «Приватбанка» было принято еще накануне второго тура. Потом были еще постановления относительно упомянутого банка. Но последнее решение суда касается совсем другой сферы. В понедельник Окружной админсуд столицы удовлетворил заявление Киевской митрополии Украинской православной церкви Московского патриархата в деле по иску об отмене переименования УПЦ (МП), которая должна была сменить название на Русскую православную церковь в Украине, сообщила пресс-служба суда. Ранее, как известно, Министерство культуры Украины постановило переименовать УПЦ МП в РПЦ в Украине на основании закона, который вступил в силу 27 декабря 2018 года.

Напомним, документ предусматривает, что религиозная организация, которая входит в структуру религиозной организации с центром в государстве, совершившем военную агрессию против Украины и временно оккупировавшем ее территорию, обязана в названии отображать принадлежность к такому центру за пределами страны. Она будет обязана в своем уставном названии полностью указывать название той организации, частью которой она является и центр которой находится за пределами Украины, с допустимым добавлением слов «в Украине». Согласно закону, если в течение 4 месяцев церковь с центром в РФ не подаст на регистрацию изменения к уставу о переименовании, ее устав в этой части утратит силу.

Но, как видим, в ситуацию вмешался «самый справедливый суд в мире».  И показательно, что Русская Православная церковь уже поддержала это решение. О чем речь? «Судом было удовлетворено заявление Киевской митрополии УПЦ об обеспечении иска учитывая то, что непринятие таких мер может существенно усложнить или сделать невозможным возобновление нарушенных или оспариваемых прав или интересов истца. Кроме того, по мнению суда, реализация на данное время (до решения дела по сути) оспариваемого акта и его выполнения может привести к неоправданному вмешательству государства в сферу деятельности религиозной организации как юридического лица», — говорится в сообщении. При этом суд отмечает, что принятие мер обеспечения иска не определяет фактического решения спора, поскольку оно направлено «исключительно на сохранение существующего положения до завершения рассмотрения дела по сути».

«Ни один суд не способен сделать Московский Патриархат — не московским. Кстати, через несколько дней Православная церковь будет вспоминать о двух самых позорных заседаниях суда в целой человеческой истории», — отреагировал в ФБ заместитель председателя Управления внешних церковных связей Православной церкви Украины, архиепископ Евстратий (Зоря).

Впрочем, решение суда принято. Каким будет ответ власти? «Решение окружного суда, конечно, является абсурдом, потому что принятый парламентом закон не противоречит Конституции Украины, — заявил председатель Верховной Рады Андрей ПАРУБИЙ (svoboda.ictv.ua). — Подчеркиваю: закон не отменен, он действует, он был принят Верховной Радой Украины. Приостановлено постановление, а закон действует. У нас достаточно сильный юридический отдел, чтобы доказать в любом суде, который будет действовать беспристрастно, а не по заказу, что данные законы приняты в соответствии с действующими законами и Конституцией Украины. И они будут действовать».

Ситуацию комментирует ученый, религиевед, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам государственной политики в сфере свободы совести и религиозных организаций Комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности Виктор ЕЛЕНСКИЙ:

— Данным решением суда приостанавливается действие постановления Министерства культуры на выполнение Закона «О свободе совести и религиозных организациях». То есть процесс переименования УПЦ МП в РПЦ в Украине притормаживается. По сути, ими давно уже ведется борьба за то, чтобы Московский патриархат имел право не называться Московским патриархатом в Украине, потому что они стесняются этого названия и хотят быть просто — УПЦ. Вместе с тем, они понимают, что если переименуются в Русскую православную церковь в Украине, то это вообще многих оттолкнет, ведь РПЦ токсична.

Очевидно, что со стороны Минкульта будут контрдействия и реакция на решение суда. Но в целом понятно, что речь идет о стремлении Москвы подорвать принципиальные и фундаментальные вещи, которые были достигнуты на протяжении последних пяти лет. Решение суда по «Приватбанку», сейчас по церкви, дальше, очевидно, можно ожидать постановления о несоответствии Конституции закона о е-декларациях, который был одной из предпосылок предоставления безвиза Украине, — все это попытки ползучего реванша через судебную систему, которая была недореформирована или неправильно реформирована. Когда мы в «Народном фронте» формировали свою позицию относительно направлений судебной реформы, наши юристы, имея практику участия в делах Евромайдана, настаивали, что существующий судейский корпус не подлежит исправлению, а следовательно, должен быть тотально заменен. Но тогда к нам не прислушивались — и вот имеем результат.

Но хочу сказать, что попытка подточить Православную церковь Украины не удастся. Мы будем всячески ее защищать, в частности и от попыток остановить объединение ПЦУ. Кроме юридического направления, есть еще и организационно-силовое направление, когда, например, в села завозятся священники из других сел и не дают людям зайти в храм. Доходит до того, что они привязывают себя к дверям поясами и вызывают телекамеры, чтобы обеспечить соответствующую картинку для России. Есть и более изобретательный способ, когда все общество принимает решение о переходе в ПЦУ, а священник из УПЦ МП собирает свою жену, псаломщика, жену псаломщика, бабушку при свечах, и все они объявляют себя громадой. То есть 5 человек почему-то думают, что имеют право решать судьбу храма и религиозной жизни в этом населенном пункте. Таких примеров уже несколько десятков.

Когда принимались законы и о переходе громад, и о переименовании, я предупреждал, и сама Москва нас предупреждала, что сопротивление будет сильным и организованным. Конечно, впадать сегодня в отчаяние не нужно, нам следует продолжать делать свое дело. В целом постепенный процесс перехода храмов УПЦ МП к объединенной ПЦУ идет. Иногда это сопровождается скандалами, однако в большинстве случаев переход происходит организовано. Иногда я даже приятно поражен уровнем правового и церковного сознания людей. Например, в Черновицкой области, когда к местной громаде, которая захотела перейти к ПЦУ, приехал архиерей из Черновцов (также пригласили полицию) и начал рассказывать людям, что они никто — «пыль на архиерейских сапогах», что, мол, без епископа они ничего не могут решить, местные жители весьма учтиво и справедливо отреагировали. Люди ответили на все вопросы, в частности, что православие больше всего выражается в соборноправности, что они являются народом Божьим и что по таким-то причинам не хотят быть в подчинении Московского патриархата. Потом громада показала полицейскому закон, который был принят 17 января этого года, и пошли по процедуре, — провели голосование, внесли изменения в устав, а в конце спели акафист Матери Божьей и гимн Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать