Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Шок свободы

Легендарная голливудская киноактриса Фэй Данауэй празднует 80-летие
15 января, 19:00

Дороти Фэй ДАНАУЭЙ родилась 14 января 1941 г. в Бэскоме, штат Флорида, в семье унтер-офицера Джона Макдауэлла Данавея и домохозяйки Грейс Эйприл.

Фей закончила театральные отделение Бостонского и Флоридского университетов. В 1962 училась актерскому мастерству в Американском национальном театре и академии, тогда же дебютировала на Бродвее, а через 5 лет появилась сразу в трех фильмах - «Поторопи закат», «Хэппенинг», и, главное, в криминальной драме «Бонни и Клайд», которая принесла ей номинацию на «Оскар» и статус самой красивой женщины современности. Эффектная блондинка с независимым характером моментально стала одной из ведущих звезд Нового Голливуда. Ее культовый статус сложился в 1970-х, благодаря ролям в таких фильмах, как «Маленький большой человек», «Оклахома, как она есть», «Китайский квартал», «Три дня Кондора» и «Телесеть».

В 1980-90-х карьера Данауэй пошла на спад, однако каждое ее появление на экране и поныне остается незабываемым; среди таких блестящих актерских эпизодов следует вспомнить Элейн в «Аризонской мечте» Эмира КУСТУРИЦЫ и Мэрилин Миклер в дуэте с Марлоном БРАНДО в романтической драме «Дон Жуан де Марко».

Рассказываем о пяти самых ярких работах актрисы.

«Поторопи закат» (1967)

«Поторопи закат» - поздний фильм ПРЕМИНГЕРА, прославившегося как мастера нуара и черной комедии. Премингер имел репутацию нарушителя общественного спокойствия, так или иначе затрагивая вопрос цензуры, сексизма и социального неравенства. В ленте «Поторопи закат» он сосредоточился на одной из самых наболевших тем в Америке 1960-х - расизме в южных штатах. Конфликт разворачивается вокруг двух участков земли, которыми обладают афроамериканец Рив Скотт (Роберт ХУКС) и белый ветеран Второй мировой Ред Макдауэлл (Джон Филлип ЛОУ). Эти участки мешают масштабному строительному проекту, который двоюродный брат Реда, беспринципный и алчный Генри Уоррен (Майкл КЕЙН) рассматривает как путь к богатству. На стороне Рива и Реда – закон, на стороне Генри - судья-расист, продажный шериф и ксенофобная белая община. Фэй Данауэй играет жену Реда - Лу. У нее звездные партнеры - КЕЙН и Джейн ФОНДА (Джули Энн Уоррен, жена Генри), но Фей в таком ярком ансамбле не теряется. Ее перевоплощение реалистично и наполнено нюансами, в нем нет лишних красок. Фей ведет героиню по непростой сюжетной линии - радость сквозь слезы при встрече мужа после войны, сопротивление его решению не продавать землю, наконец, принятие его правды. В небольшую по хронометражу роль Данауэй вложила максимум психологической достоверности. Голливуд, который до сих пор однозначно отводил такому типажу блондинок роли гламурных принцесс, наверное, впервые столкнулся со столь реалистичным типажом женщины из народа.

Фей наградили номинациями на «Золотой глобус» за лучший дебют и на премиею BAFTA в категории «Лучший новичок».

«Бонни и Клайд» (1967)

В 1967 на экраны, как уже сказано выше, вышло сразу три фильма с участием Данауэй. Но не эстетично старомодная «Поторопи закат», а криминальная драма режиссера Артура ПЕННА «Бонни и Клайд» принесла ей всемирную славу.

Историю знаменитых грабителей Пенн рассказывает, искусно меняя жанровую интонацию: начинает с комедии, продолжает любовной драмой, завершает трагедией. Партнером Данауэй выступает непревзойденный Уоррен БИТТИ; однако лидирующая партия в этом дуэте, безусловно, за Фей. Она бежит с Клайдом, чтобы покончить с безнадежной и бесперспективной жизнью, чтобы найти хоть какой-то смысл. В восприятии граждан, измученных Великой Депрессией, Бонни и Клайд, грабящие банки - народные мстители. Важно то, что из всей банды только Бонни способна на рефлексию, на постоянный вопрос - «зачем?» Ответ становится понятным во второй половине фильма. По сути, Бонни и Клайд - это некие «беспечные ездоки», и все, что они делают - не о деньгах, а о свободе, что отметила и пресса, писавшая о «шок свободы в фильме». Снятая на историческом материале, картина передает скорее дух конца 1960-х, и Данауэй максимально соответствует новым временам - дикая, необузданная, свободолюбивая - бунтарка нового поколения.

Многие критики сначала восприняли фильм в штыки, однако очень скоро стало понятно, что на экране - нечто большее, чем еще одна гангстерская драма. Успех в прокате был огромный, Киноакадемия присудила два «Оскара», появилось целое направление моды «а ля Бонни Паркер». Позже фильм признали ключевым в становлении Нового Голливуда.

«Китайский квартал» (1974)

Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение богатой дамы проследить за ее мужем-инженером. Стандартное расследование интрижки перерастает в настоящий кошмар, если не сказать катастрофу - с любовью, драками и убийствами.

«Китайский квартал» Романа ПОЛАНСКИ представляет собой образец неонуара - того возрождения, которое «черный фильм» 1940-х пережил в эпоху Нового Голливуда. Все жанровые признаки соблюдены: есть потрепанный жизнью, но упрямый частный детектив, коррумпированные полицейские, жестокие нувориши, роковые красавицы. Последнее амплуа блестяще воплощает Данауэй, играя роль Эвелин Кросс - дочери богача, который идет к осуществлению очередного проекта буквально по трупам.

Хотя у Данауэй на тот момент был в фильмографии добрый десяток замечательных ролей, ее работа в «Китайском квартале» поистине завораживает. Она несет в себе не один опасный секрет и не один порок; мир мужчин пытается сломать ее, но она сопротивляется до последнего и удерживает вокруг себя ауру пагубного обаяния, которое покоряет и циничного Гиттеса.

Справедливость не торжествует, добро проигрывает, страдают невинные. И настоящую высоту этой трагической истории придает именно Данауэй - прекрасная и обреченная, как протагонистка античной драмы.

«Китайский квартал» получил «Оскара» за лучший оригинальный сценарий (Роберт Таун), а Данауэй наградили второй номинацией. В 1991 картина вошла в Национальный реестр фильмов США.

«Телесеть» (1976)

В фильмографии Сидни ЛЮМЕТА «Телесеть» - редкий образец сатирического высказывания. Цель сарказма - американское телевидение.

Люмет рассказывает о вымышленной телекомпании Union Broadcasting System (UBS) через параллельные линии двух персонажей: многолетнего политического обозревателя Говарда Билла (Питер ФИНЧ) и продюсера развлекательного блока Дайаны Кристенсен (Фэй Данауэй).

Говард узнает о том, что скоро будет освобожден из-за низких рейтингов программы и заявляет в прямом эфире, что покончит с собой перед камерой. От немедленного увольнения Билла спасает лучший друг, продюсер новостей Макс (Уильям ГОЛДЕН) - по его просьбе оскандалившемуся ведущему позволяют провести последний эфир, чтобы принести извинения зрителям. Зато Билл устраивает скандал на радость аудитории. Происходит то, чего руководство UBS так хотело: рейтинги программы резко возрастают.

Истерическое «Шоу Говарда Билла» приобретает огромную популярность. Со своей стороны, Дайана прибирает к рукам Макса и весь новостной блок, превращая его в такое же шоу, показывая, например, ограбление банка террористами.

Люмет выстраивает эту корпоративную антиутопию, постепенно наращивая градус безумия, и настоящим катализатором здесь выступает Данауэй. Ее Дайана - гремучая смесь железной воли, сексуальности и по-византийски отточенного интеллекта. Она властвует и интригует, завораживает и уничтожает; ради высоких рейтингов в конечном счете устраивает расстрел Билла террористами в прямом эфире - и в характере, созданном Данауэй, это не выглядит преувеличением.

Фильм получил четыре «Оскара», в том числе, наконец, статуэтка досталась Фэй Данауэй за лучшую женскую роль.

«Пьянь» (1987)

В истории кино «Пьянь» (Barfly) занимает место как первый фильм, снятый по сценарию Чарльза БУКОВСКИ, который, кстати, считал, что «Голливуд в четыреста раз хуже, чем о нем написано». Однако первая попытка получилась удачной. Французский режиссер Барбе ШРЕДЕР нашел нужные интонации и, главное, нужных актеров. Альтер-эго Буковски - Генри Чинаски - талантливый писатель, а также алкоголик, драчун и ловелас, которого с потрясающей органичностью сыграл Микки РУРК. А его большую любовь, встреченную в ближайшем баре - Фэй Данауэй. Они идеально подходят друг другу - как для совместной жизни, так и для саморазрушения. Данауэй здесь нужно играть залитую спиртным, увядающую женщину; в такой роли не спрятаться за внешней привлекательностью. Но талант Фей в том и состоит, что она не боится и умеет быть некрасивой в кадре, создавая глубокий характер «с лицом печальной богини».

В результате роль Ванды принесла Данауэй номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль в драматическом фильме».

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать