Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

Цвет, шум, слово...

4 ноября в галерее Национального союза художников откроется мультимедийная выставка «Пурификация»
2 ноября, 2004 - 20:14
КОНСТАНТИН ДОРОШЕНКО / ФОТО СВЕТЛАНЫ ВОЛЬНОВОЙ

Константин Дорошенко — один из самых неординарных украинских профессионалов в области культуры, за последние несколько лет инициировавший ряд социально резонансных проектов современного искусства. Отличительная их черта — сознательное провоцирование украинской аудитории на все более глубокое восприятие и понимание актуальных культурных процессов и механизмов. К примеру, организованная господином Дорошенко в 2001 году выставка украинского постмодерниста Александра Ройтбурда «Распятый Будда» в Музее культурного наследия, стала первой музейной персональной экспозицией украинского художника contemporary art в нашей стране. Она стала вехой в процессе легитимизации этого направления культуры в Украине.

4 ноября в галерее Национального союза художников Украины откроется новый кураторский проект Константина Дорошенко — мультимедийная выставка «Пурификация». Подробности — в интервью с Константином.

ЧТО БУДЕМ «ОЧИЩАТЬ»

— Что такое проект «Пурификация»?

— Этот проект представляет новые тенденции актуального украинского искусства в беспрецедентной для здешнего опыта мультимедийности. Кроме традиционных для украинского contemporary art живописи и фотографии, в нем будет представлена звуковая инсталляция и литература. Звук, как органичная, не декоративная медиа арт-проекта — новая для Украины тенденция, хоть в мире она активно востребована с 90-х годов минувшего века. Литературное же произведение, как часть выставки — редкость и для мирового современного искусства. В данном случае с нее все и началось.

В январе львовский писатель Любко Дэрэш — звезда молодой украинской литературы последних лет — написал по моей просьбе для одного общественно- политического журнала эссе о культурных проблемах, волнующих современную молодежь. Его футуристический «Мягкий серый шум» поразил меня талантливой и убедительной манифестацией кардинально новых потребностей — эстетических, духовных, поведенческих — от имени тех, кто только начинает формировать социум нового тысячелетия. Не в меньшей степени я был поражен созвучности настроений эссе моему ощущению все большего отдаления идеологий и образности современной украинской культурной, в первую очередь, художественной среды от неизбежно меняющегося мироощущения потребителя искусства — не общестатистичекого «простеца», а склонного к рефлексии, интеллектуально раскованного человека. Для обозначения назревшей тенденции в восприятии культуры, жизни, вплоть до уровня межличностных отношений, Дэрэш использовал термин «пурификация». С английского его можно буквально перевести, как очищение. Тогда же, зимой, и произведение Дэрэша, и идею пурификации мы активно обсуждали с моим коллегой по Культурному агентству «Хазария» Евгением Минко, чьи очень разные кураторские проекты «Призывание Кармапы» и «Комплектация» признаны киевской прессой одними из самых ярких арт-событий столицы прошлогодней и нынешней осени. В этих беседах и родилась идея проекта, целью которого стало бы воплощение новой тенденции в современном искусстве — артикулирующей стремление к освобождению, очищению от неизбежной социально-культурологической ассоциативности постмодернизма, информационно- рекламной клишированности образов, стереотипического восприятия мира, механичности реакций и заданности ощущений. Но наша «Пурификация» — не призыв к аскетизму, не минимализм и не возвращение к абстракции. Напротив — это попытка вернуть человеку, воспринимающему искусство, яркость и непосредственность личностного ощущения диалога с ним. Индивидуального вплоть до физиологических ощущений.

ВЫБОР УЧАСТНИКОВ

— Чем обусловлен ваш выбор участников выставки? Почему в ней не принимают участие устоявшиеся представители культурного истеблишмента?

— Первое, что было принято нами однозначно — привлечение в проект экспериментальной электронной музыки направления «нойз» — шума, обработанного с помощью специально создаваемых компьютерных инструментов. А поскольку Минко является первым украинским критиком, социализирующим экспериментальную электронную музыку в здешнем пространстве, мы смогли достаточно досконально изучить эту небольшую, но весьма выразительную и заметную даже в европейском контексте сферу украинской культуры, в поисках сильного и отвечающего духу проекта артиста. Свою аудиоинсталляцию на открытии «Пурификации» создаст Kotra, постоянный участник влиятельных международных фестивалей электронной музыки, таких, как прошлогодний берлинский Clubtransmediale.03, среди участников которого были суперзвезды экспериментального звука Pan Sonic.

Куда сложнее был выбор визуальной части проекта — самой главной, по сути, для выставки. Мы перебрали множество кандидатур, пересмотрели немало работ в мастерских наших признанных и молодых мастеров contemporary art, в частных коллекциях, вели переговоры с галеристами украинских художников в России, связывались с художниками в Канаде, советовались с киевскими кураторами. Порой казалось, что нужные работы найдены, имена были самыми звездными, но концептуального единства не складывалось. К тому же, обращаясь к новым именам в литературе и музыке, нам хотелось и в визуальном искусстве представить высказывания личностей для культурной ситуации свежих, не приевшихся зрителю ни своей славой, ни своими подходами. Переломным моментом стала выставка одного из самых загадочных украинских художников последнего времени — австралийца Майкла Мерфенко «Ты помнишь любовь?». Его технически непривычная для Украины живописная манера, хорошая западноевропейская школа, личностная, порой меланхоличная, но очень светлая образность запомнились мне еще во время выставки Майкла «Разговоры в черном» в 2002 году в Музее культурного наследия. Но это были черно-белые работы, жесткие и сдержанные. Новые же произведения Мерфенко впечатлили своей колористической эмоциональностью, невероятно органичной для украинской традиции. Для «Пурификации» Майкл написал два цикла совершенно новых работ — монохромный и красочный.

Большой удачей для проекта я считаю, что именно в его рамках произойдет премьера фотоинсталляции «Тханки» тонкого и чувственного фотохудожника Светланы Вольновой, больше известной в Киеве как непревзойденная светская львица и продюсер в области дизайна и моды. Между тем она была организатором нескольких художественных акций-party в Майами, участвовала в проектах знаменитого украинского художника-постмодерниста Ильи Чичкана, является автором ярких фотопроектов для рекламы и СМИ, тонких портретов таких культовых персон современного искусства, как звезда «Механического апельсина» Кубрика Вирджиния Бэйтс. Мы дружим уже много лет, и мне первому Светлана показала свой новый фотопроект — серию глубоких, полных тонкими, едва уловимыми оттенками настроений, ощущений и чувств портретов мусульманского юноши. Этот проект она готовила для выставки в Лондоне, но согласилась впервые представить его в рамках «Пурификации». Тем приятнее для меня было сообщить ей, что весной наша выставка будет демонстрироваться в Украинском институте в Нью-Йорке, в самом центре мировой культурной жизни — поблизости от Метрополитен Холла.

Но еще приятнее, что первыми «Пурификацию» увидят именно украинские зрители. Потому что проект этот представляет украинское современное искусство, обращенное к темам и проблематике космополитическим, а не рожденным лишь украинскими или постсоветскими реалиями.

В КОНТЕКСТЕ МИРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

— Какие процессы, происходящие в украинской культуре, вы считаете актуальными и созвучными общемировым?

— Нынешний год в этом отношении во многом является знаковым. Украинская культура в целой серии событий и акций продемонстрировала обращенность к актуальным для мира тенденциям. И, что не менее важно, получила адекватный отклик. Вот лишь некоторые события, это утверждение иллюстрирующие: окончательное оформление идеи создания Благотворительным фондом Виктора Пинчука Музея современного искусства в киевском «Арсенале», поддержанное зарубежными кураторами; возникновение украинского домена-билингвы на международном поэтическом портале Poetry International Web при поддержке правительства Нидерландов; присутствие украинских художников на главной европейской биеннале Manifesta, сокуратором которой была украинка из США, экс-директор киевского Центра современного искусства Марта Кузьма; подписание влиятельным немецким издательством Suhrkamp договора с львовской «Кальварией» о переводе и издании в Германии романа «Культ» Дэрэша; масштабный украинско-польский кураторский проект Виктории Бурлаки «Эпоха романтизма»; присуждение Президентом премии им. А. Довженко композитору и исследователю экспериментальной электронной музыки Алле Загайкевич; вручение европейского Оскара в области моды Pantene Pro-V Beauty Awards дизайнеру Наталье Соболевой в номинации «Легенда моды».

Наталия СУРТАНОВА, специально для «Дня»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments