Это суровая диалектика - чтобы пойти дальше, надо знать, откуда идти.
Джеймс Мейс, американский историк, политолог, журналист, профессор Киево-Могилянской академии, исследователь голодомора в Украине

Дипломаты и современное искусство

Посол Италии в Украине Фабрицио РОМАНО: «С сегодняшнего дня украинско-итальянская коллекция будет украшать помещения нашего Посольства и Института культуры»
3 октября, 2013 - 10:22
«БЕЛЫЙ ШЕЙХ ФЕЛИННИ» — КАРТИНА АЛЕКСАНДРА МАТВИЕНКО (1970—2009 гг.)
ПОЧЕТНЫМ ГОСТЕМ ВЕРНИСАЖА СТАЛ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ИСКУССТВОВЕД, КРИТИК И ОСНОВАТЕЛЬ ТРАНСАВАНГАРДА АКИЛЛЕ БОНИТО ОЛИВА, КОТОРЫЙ ВМЕСТЕ С ПОСЛОМ ИТАЛИИ В УКРАИНЕ ФАБРИЦИО РОМАНО РАЗРЕЗАЛ ЛЕНТОЧКУ, КОТОРАЯ СИМВОЛИЗИРУЕТ ОТКРЫТИЕ «КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

На презентации вернисажа почетным гостем стал легендарный искусствовед, критик и основатель трансавангарда Акилле Бонито Олива.

— Посольство Италии и Итальянский институт культуры в Украине решили создать собственную «Коллекцию современного искусства», которая будет представлять избранные художественные произведения итальянских и украинских художников. Инициатива создания коллекции принадлежит послу Италии Фабрицио Романо. Сегодня мы открываем украинскую часть экспозиции, насчитывающую около 60 произведений, среди которых работы таких знаменитых художников, как Александр Дубовик, Люсьен Дульфан, Павел Маков и другие. Собрание охватывает более 50 лет современного украинского искусства, было предоставлено и курируется совместно с фондом Stedley Art Foundation, который неоднократно выступал инициатором международных проектов, направленных на распространение украинского современного искусства, — рассказал «Дню» директор Итальянского института культуры в Украине Никола Франко БАЛЛОНИ.

— Министерство иностранных дел Италии с 1990-х годов собирает собственную коллекцию, которая сейчас является, наверное, одним из наиболее интересных и полных собраний современного искусства в нашей стране, а произведения современных итальянских выдающихся художников уже второе десятилетие украшают интерьер здания министерства, — рассказал «Дню» посол Италии в Украине Фабрицио РОМАНО. — Убежден, что украинско-итальянская коллекция, которая с сегодняшнего дня будет украшать помещение нашего Посольства и Института культуры, не только углубит двусторонний культурный диалог, но и станет новым весомым вкладом в дело укрепления дружбы между нашими странами. Особую благодарность хочу выразить известному украинскому коллекционеру Стелле Беньяминовой, без помощи которой этот проект был бы просто невозможен.

Италию и Украину издавна соединяли тесные связи, в частности в сфере музыки, искусства и литературы. Ряд художественных стилей и направлений пришли в Украину из Италии, особенно близкими стали барокко, футуризм и трансавангард, проявившие общую для наших народов южную витальность, динамичную картину мира и внутренний драматизм.

Существует и другой аспект особого отношения Украины к Италии — как к южной средиземноморской стране, где читает дух свободы и свободолюбия. В ХІХ веке она была тем идеалом, к которому стремилась и Украина в своих мечтах о независимости. Художники ехали сюда «за светом и воздухом», многочисленными античными памятниками, общением с единомышленниками из разных стран, а в Российской империи в это время даже сформировался образ Украины как «второй Италии», со своим особенным колоритом, обычаями, народными типами и самое главное — свободной атмосферой и независимым нравом ее жителей. Неслучайно Леся Украинка когда-то писала, что «между историей и литературой Украины и Италии вижу какое-то сходство». В основу экспозиции положен этот принцип свободы, который нашел последовательное выражение в культурах двух стран.

— Произведения 1960—2000-х годов представляют украинское неофициальное искусство советского периода и новейшие течения, отмеченные тесной связью с европейской традицией, стремлением к свободе художественного самовыражения и уходом от какого-либо идеологического давления. Классика отечественного искусства второй половины ХХ века и современности обращалась к общечеловеческим темам, пропущенным сквозь призму национального миропонимания и исторического опыта, — подчеркнула Оксана БАРШИНОВА, искусствовед, заведующая отделом искусства ХХ — начала ХХІ в. Национального художественного музея Украины. — Развертывание экспозиции начинается с итальянских мотивов, которые своеобразно проявились в листах Павла Макова и живописи Александра Матвиенко. Офорты ведущего современного графика с фантазийными пейзажными изображениями основываются на определенных цитатах из классического искусства, а в грандиозной композиции из серии «Сады» автор буквально апеллирует к образу лабиринта как сквозного в европейской традиции. Матвиенко в своей поп-артистской версии кадров из любимых фильмов Феллини дает отрывки из полусознательного-полупережитого потока впечатлений, окрашенных разными эмоциями и чувствами. Характерно, что в обоих случаях художники относятся к этим темам как к близким и хорошо известным, неотъемлемым от собственного мироощущения.

Тема общего пространства христианской культуры проявилась в живописных работах чрезвычайно интересного художника, который в 1980-х годах был неформальным лидером киевской арт-сцены, — Вагана Ананяна. Его экспрессивные образы Богоматери с младенцем и святых воинов одновременно и напоминают раннеренесансные изображения и являются «предчувствием» новейших постмодернистских течений в украинском искусстве, с их признанной близостью к итальянскому трансавангарду. «Птицы над городом» Дмитрия Касаткина выглядят в этом контексте не только вестниками других миров, но и узнаваемыми цитатами из златофонных мозаик в средневековых итальянских церквях.

Представители украинского неофициального искусства Алла Горская и Эрнест Котков отстаивали собственную территорию свободы. Обращаясь к традиции монументального искусства «бойчукистов», они не только восстанавливали искусственно разорванные связи, но и углублялись в мировую культуру, в частности проторенесансную, которую включали в свою систему Михаил Бойчук и его последователи в 1920—1930-х годах. «Параджанов и Муза» Коткова изображает известного режиссера «Теней забытых предков» с женой как двух единомышленников, соединенных общим ощущением красоты и искусства. Современную интерпретацию украинской этнографии дает Андрей Блудов, создающий своеобразный палимпсест, наслаивая разные изображения и совмещая средства выразительности фотографии и живописи.

Итальянские города и территории, яркое южное солнце, характерные силуэты зданий, очертания архитектурных сооружений появляются на картинах Сергея Животкова и Ирины Макаровой-Вышеславской. Образы небесных покровителей в интерпретации Вагана Ананяна рядом с картиной Животкова придают обобщенному изображению Венеции характер города-мечты, идеального города, который находится под их надежной защитой.

Одним из наиболее интересных художников андеграунда, который создал собственную систему визуальных знаков, является киевлянин Александр Дубовик. Его работы демонстрируют постепенное создание индивидуального художественного языка, от тонких и очень лирических изображений естественных форм до лаконичных живописных формул, где опыт монументалиста сочетается с интеллектуальным прочтением иконописной и авангардистской классики.

Ряд произведений коллекции объединены темой библейской истории и античной мифологии, вошедших как определяющие составляющие в европейскую культуру. «Поцелуй» Люсьена Дульфана, «Сатир и нимфа» Василия Мязина, а также кинематографические по своим истокам «Репетиция» Александра Матвиенко, несмотря на принадлежность художников к разным поколениям и стилистическим тенденциям, как и избранным мотивам, становятся беседой о самом главном — судьбе, выборе, жизненных коллизиях.

Разные образы культурной памяти проявляются и в произведениях Матвея Вайсберга («Творение») и Валерия Шкарупы («Междуречье»), которые по-своему переосмысливают понятие истоков цивилизации как постепенного наполнения и разрастания абстрактных форм.

Художники 1960—1980-х, обращаясь к абстрактной или фигуративной живописи разных направлений, которые были в этот период распространенными и в Европе, преодолевали культурную ограниченность, вызванную существованием «железного занавеса». Их взгляды, стремления и отношение к искусству были развиты художниками 1990-2000-х, которые утвердили понятие искусства как территории свободного самовыражения и моста между разными странами и временами. Именно о самых главных гуманистических ценностях — личной свободе и уважении к общей культурной памяти рассказывает экспозиция украинского современного искусства Посольства Италии и Итальянского института культуры в Украине.

4 октября в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры состоится лекция «Искусство как форма сопротивления», которую проведет известный итальянский арт-критик Акилле Бонито Олива. В этом мероприятии также будет принимать участие известный польский скульптор, автор надгробия легендарного кинорежиссера Федерико Феллини — Кшиштоф Беднарский (он выступит с комментарием на тему «Тотальный портрет Карла Маркса»). А в Национальной академии искусств Украины откроется выставка «Призрак бродит», которую можно посмотреть до 22 октября.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments