Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Гордость коллекции

Во Львове демонстрируют терракотовый барельеф конца XV — начала XVI века
20 августа, 2018 - 16:12
СПЕЛЕНУТЫЙ МЛАДЕНЕЦ АВТОРСТВА АНДРЕА ДЕЛЛА РОБИА НА ФАСАДЕ ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ OSPEDALE DEGLI INNOCENTI ВО ФЛОРЕНЦИИ (1490)

Майолика «Мадонна с ребенком», поражающая изысканностью и мастерством исполнения, находится в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15). Точная дата изготовления изображения Марии с Иисусом неизвестна, зато точно известно имя автора барельефа, и это — один из известнейших мастеров полихромной глазированной терракоты (майолики) флорентийский скульптор Андреа делла Робиа (1435 — 1525). Об этом «Дню» рассказал заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей КОЛОТАЙ.

Смолоду Андреа делла Робиа работал с мрамором (в частности, изготовил алтарь для церкви Santa Maria delle Grazie в тосканском городе Ареццо). Впоследствии, под воздействием своего учителя, дяди и названого отца, выдающегося флорентийского скульптора кватроченто (Раннего Возрождения) и изобретателя глазированной терракоты Луки делла Робиа, начал совершенствовать технику майолики. Хотя историки искусства отмечают, что ранние работы Андреа почти не отличить от произведений его наставника Луки.

В 1482 году, после смерти Робиа-старшего, племянник-сын-ученик возглавил его мастерскую. Разнообразил цветную гаму майолики, заинтересовался выразительными возможностями круглой пластики, благодаря чему произведения из мастерской Андреа делла Робиа стали очень популярны во всей Европе.

Известный тем, что украсил глазированными тондо (круглыми рельефами. — Т.К.) с изображением спеленутых младенцев фасад приюта для детей Ospedale degli Innocenti в Флоренции.

Имел семь сыновей, пять из которых унаследовали талант и профессию отца. В частности, Джироламо стал мастером при дворе французских королей Франциска I и Генриха ІІ, а Джованни, когда у cтарого отца уже не было сил работать, заменил его на должности руководителя — главного мастера семейной мануфактуры делла Робиа.

К сожалению, не нашла я нигде информации относительно того, сколько именно просуществовала мастерская всеевропейской славы флорентийских скульпторов делла Робиа. Зато в заметках исследовательницы искусства Алины Алексеевои-Маркезин натолкнулась на следующее: «У прерафаелитов (направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. — Т.К.) произведения делла Робиа были столь популярны, что в городе Биркенхед в 1894 году начала работать мануфактура, специализировавшаяся на изготовлении керамики «наподобие делла Робиа».

Что касается собственно «Мадонны с ребенком» из собрания МЭХП, то, по словам Андрея Колотая, «иметь произведение такого мастера в музейной коллекции — это и престиж, и признание, и гордость».

В подтверждение слов музейщика о престиже и гордости приведу лишь один факт: вышеупомянутые тондо — знаменитые «флорентийские младенцы-подкидыши» Андреа делла Робиа на фасаде приюта для детей Ospedale degli Innocenti во Флоренции, а выполнены они в 1490 году, имели такое эмоциональное влияние и на современников скульптора, и на следующие поколения, и не только в Италии, что стали эмблемой педиатрии в нескольких странах — в частности, в Италии, Англии, США, России. Впоследствии это изображение было воспроизведено на фасаде здания детского госпиталя в Вестминстере (Великобритания). Также изображение младенца авторства Андреа делла Робиа есть на эмблемах разнообразных национальных и международных педиатрических съездов, конгрессов, собраний и академий. А еще фото тондо с этим малышом размещали на благотворительных лотерейных билетах в интересах больных и бедных детей. Например, в Латвии в 1920 — 1930-х годах.

Остается прибавить, что унаследовал Музей этнографии терракотовое изображение Марии с Иисусом конца XV — начала XVI века мастера Андреа делла Робиа от своего предшественника — Городского промышленного музея, созданного в 1874 году.

Ходите в музей — узнавайте и развивайтесь. И читайте газету «День» — имеем чем заинтересовать и удивить. А главное — побудим «глубоко копать». Чтобы знать!

Фото Андрея КУБЯКА и сайта https://16-centure-ru. livejournal.com/39536.html

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments