Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как прикосновение к бездне собственной души

Во Львове демонстрируют графику Евгения Лысыка на тему минотавров
09 ноября, 17:49

Экспозицию «Евгений Лысык. ΜΙΝΏΤΑΥΡΟ» представляют в галерее «Иконарт» (ул. Армянская, 26). И это уже второй подряд показ, посвященный творчеству Лысыка. Первый, анималистический, открыли несколько дней назад в Художественном объединении «Дзыга».

Куратор обоих показов – художник Остап Лозинский. Об этом «Дню» рассказала арт-менеджер галереи «Иконарт» Виктория Ваславская-Панас. И добавила, что в «Иконарте» экспозиция цветной и черно-белой графики Евгения Лысыка проходит в рамках проекта «Великие мастера», который стартовал в марте текущего года выставкой с посвящением Алексе Новакивскому, продолжился освещением творчества Романа Сельского, а теперь вот – Евгения Лысыка.

Художник-сценограф, народный художник УССР, лауреат Государственной премии им. Шевченко, главный художник Львовского театра оперы и балета, а также – Минского театра оперы и балета, преподаватель кафедры монументальной живописи Львовской академии искусств (тогда – Института прикладного и декоративного искусства), Евгений Никитич Лысык (1930 – 1991) создал сценографии к 76 спектаклям, среди которых, в частности, «Спартак» Хачатуряна, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Эсмеральда» Пуни, «Щелкунчик» Чайковского, «Сотворение мира» Петрова, «Медея» Габичвадзе, «Золотой обруч» Лятошинского, «Тангейзер» Вагнера, «Дон Жуан» Моцарта, «Вий» Губаренко, «Отелло» Верди. Постановки сделаны в театрах Львова, Киева, Донецка, Одессы, Минска (Беларусь), Москвы, Ленинграда, Свердловска (Россия), Варшавы (Польша), Скопье (Македония), Анкары (Турция).

О декорациях Лысыка говорят, что они похожи на грандиозные настенные росписи, поражающие мастерством и глубиной образов. Также художник оставил после себя много рисунков и других художественных произведений, тематически охватывающих разнообразные аспекты существования человека на земле, драму жизни, где отчаяние и надежда постоянно сменяют друг друга. А в Книге отзывов на одном из показов произведений Лысыка несколько лет назад я прочитала, что они – словно прикосновение к бездне собственной души...

«Цель нашей выставки – популяризация творчества Лысыка, который действительно является великим мастером, - говорит Виктория Ваславская-Панас. – И то, что мы демонстрируем, выставляется едва ли не впервые».

«Идеи лабиринта и Минотавра становятся чрезвычайно актуальными в творчестве художников ХХ века, в частности сюрреалистов, - отмечал, анонсируя выставку Лысыка, куратор проекта Остап Лозинский. – В их трактовке они олицетворяют противоестественную, сверхчеловеческую, иррациональную и неукротимую силу, которая, несмотря на рамки рациональности, мчит навстречу богам. Вместе с тем, художники соотносили эту силу с собственными устремлениями к абсолюту свободы. Кардинально иное звучание эти идеи приобретают в творчестве Пабло Пикассо. Художник наделил Минотавра слишком человеческой натурой – по Брассаю, мифическое чудовище, получеловек-полубык казалось Пикассо родственным с быком, в котором бурлят темные силы, когда его загоняют на арену корриды. И, чувствуя в глубине своей сущности те же темные силы, художник наделял их гуманистическими чертами».

Графические и художественные циклы Пикассо стали своеобразным источником вдохновения для Евгения Лысыка, в частности – для серии работ на тему мифологии, которая включала в себя и минотавров. «Подобно греческой мифологии, где в одном существе могли объединяться человек и животное, Лысык объединял в единое целое мужчин и зверей, женщин и птиц, - говорит Остап Лозинский. – И так пытался показать, что в душе самого страшного, самого темного существа есть человеческое начало, сострадание и любовь. Чрезвычайно сложные и психологические образы пронизаны стремлением красоты, несмотря на понимание собственной уродливости. Трактовка Минотавра как изгнанника, как существа, не воспринимающегося обществом, пришла в результате переосмысления жизни вокруг и привела к отождествлению Минотавра с современным человеком. Подобно мифологическому чудовищу, человек XX-XXI века бродит в лабиринте: как внешнем, так и внутреннем. Минотавр, казалось бы, из отрицательного героя трансформируется в трагического. Несмотря на свое происхождение, он не принадлежит ни миру богов, ни миру людей, ни миру животных – обречен на жизнь в лабиринте, который является для него одновременно и домом, и тюрьмой. Он то философ, размышляющий о строении мира и своем месте в нем, который понимает и принимает свою судьбу, то сильное и справедливое существо, которое помогает людям, то лирик, который жаждет красоты и любви. Но кем бы он ни был – умным подобием человека, запертым в анималистическом теле, или все же животным, неспособным справиться со своей человеческой сутью, - Минотавр остается чудовищем, потому что таким его делают люди... он остается бесконечно одиноким».

Выставку «Евгений Лысык. ΜΙΝΏΤΑΥΡΟ» в галерее «Иконарт» успеют осмотреть все желающие – показ действует до 9 декабря.

Но это не последняя экспозиция, посвященная творчеству Евгения Никитича – 13 ноября во Львовской опере в рамках XVII Международного фестиваля оперного искусства имени Соломии Крушельницкой откроют выставку Opera Art с посвящением Евгению Лысыку и его ученикам Тадею и Михаилу Рындзакам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать