Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

Небо — из кукурузы, а солнце — из лука...

«Лекарства» от скуки и депрессии пропагандирует Дом природы
26 февраля, 2009 - 00:00
ОЧЕНЬ СЛОЖНО РАБОТАТЬ С ПУХОМ НА БАРХАТНОЙ ОСНОВЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Здесь проходит выставка плоскостной флористики Екатерины Костенко и ее учениц. Каждую субботу проходят мастер-классы, на которых художницы рассказывают об истории этого вида искусства и раскрывают секреты как собирать сырье для будущих картин. Возможно не все знают, что изысканные орнаменты, пейзажи, портреты и натюрморты, созданные из засушенных лепестков цветов, листочков, травинок, тополиного пуха могут иметь не только высокохудожественную ценность, но и оздоровительный эффект. Посмотрел на картину и никаких таблеток не нужно, головные и сердечные боли проходят и улучшается настроение.

Палитра флоры не беднее красок и пастели, картины из природного материала могут быть такими же долговечными, как и традиционные полотна, а сырье для их изготовления более дешевое и более доступное. В дело идет почти все: шелуха лука и чеснока, обертки с початков кукурузы, опавшая и сухая осенняя листва и лепестки различных цветов, шкурки от банана и яблок и остатки от плодов декоративного физалиса. Фантазии мастеров нет границ! Немножко воображения, старания и опыта — и у вас будет прекрасная композиция. А сколько пользы и удовлетворения может принести сам процесс работы. Сначала прогулка на природу и сбор материала, потом некая медитация над заготовками. Достаешь из книги не просто лепесток, а память о том месте, где ее нашла...

Своими корнями искусство флористики уходит в древнюю Японию, оттуда пришло и его название — ошибана. В переводе с японского — прессованные цветы. Всем известен термин икебана. Это объемные букеты из живых или засушенных растений. Ошибана — расположение растений на плоскости. Интересно, что ошибаной в Японии занимались... мужчины. Узоры из засушенных плоских цветов встречались в культурах древней Иудеи, Египта уже в V — III тысячелетиях до нашей эры, были они и у трипольцев. Думается, что в магии засушенных растений хорошо разбирались волхвы.

Позднее мистическое значение этого искусства было забыто. Гербарии стали составлять с чисто научной или чисто эстетической целью. В европейскую моду декоративные гербарии вошли в ХІХ веке. Декоративные картинки из засушенных цветов в овальных рамках украшали стены роскошных гостиных Великобритании, Германии, Франции...

В 1989 году при Киевском городском доме живой природы был организован клуб «Природа и творчество», где начали проходить выставки произведений из природных материалов украинских мастеров.

В современной экспозиции «Природа — мое вдохновение» представлены картины различных жанров: пейзажи («Родное село», «Мокрый луг», «Дорога в лесу», «Рассвет на озере», «Родная хата», натюрморты, портреты, миниатюры и даже поздравительные открытки. Словно живые выглядят конь, обезьяна, тигр, кот и другие братья наши меньшие, выполненные в технике тополиного пуха. Чистые и светлые картины, которые изображают церкви киевских монастырей, выложенные соломкой или листочками физалиса, в чем убеждаешься, когда присматриваешься вблизи. Богатство цвета разнотравья, филигранная кропотливая работа, воссоздание настроения и взлет фантазии поражают и вдохновляют на творчество.

Екатерина Костенко — по профессии переводчик. Флористикой начала заниматься уже когда пошла на пенсию. Ныне она народный мастер декоративно-прикладного искусства. В ее творческой жизни сотни картин, много персональных выставок за 19 лет творческой карьеры. Екатерина Александровна работает в различных техниках. Она непревзойденный мастер пейзажа. Ее любимый материал — плоды декоративного физалиса. В народе это растение называют «фонарики» или «воловье сердце». Красные коробочки выдерживают в растворе марганцовки, высушивают, иногда немного подкрашивают, наклеивают на бумагу.

Очень сложно работать с пухом на бархатной основе. Это тот самый тополиный пух, который летит в мае-июне, забивается в рот, нос, и мы ждем, когда уже пройдет дождь, чтобы прибил его к земле. Кроме тополиного пуха в некоторых картинах использован пух других растений, например, из плодов ваточника. Его еще называют «лапотником». На выставке есть картины из соломки.

Пани Екатерина не скрывает своих творческих секретов. Щедро делится ими со всеми заинтересованными. Среди ее учениц немало молодежи, работы которых представлены в экспозиции. У каждой — свой любимый материал, стиль, манера исполнения, своя любимая тема.

— Никогда не задумывайтесь над тем, есть ли у вас время для этого занятия. Куда бы не забросила вас судьба, на пустырь за домом, на дачу, или на экзотический курорт, просто возьмите с собой несколько старых книг. В них вы сможете засушить все, что необходимо для флористической картины, — уверяет известная украинская флористка Татьяна Бердник. Зато зимой вы будете иметь некий кусочек лета на стене...

Людмила КУДИНА, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ