Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Посредник между человеком и Богом

Завтра, 28 августа, православные и греко-католики празднуют Успение Пресвятой Богородицы
27 августа, 2018 - 22:00

Визуализировать, причем очень подробно, торжественный момент перехода Девы Марии от земной жизни к жизни Вечной все желающие могут в Национальном музее им. Андрея Шептицкого (проспект Свободы, 20), в фондах которого хранится более сорока икон Успения Пресвятой Богородицы, начиная с конца XV века. Рассказ о некоторых из них - чуть позже, в разговоре с заведующей отделом древнеукраинского искусства НМЛ Марией Гелитович. А пока - несколько штрихов-объяснений.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы еще называют Первой Пречистой, и он принадлежит к перечню двенадцати самых больших праздников церковного года, во время которого вспоминают упокоение, воскресение и прославление Матери Божьей.

Богородичный праздник является одной из наиболее значимых страниц праздничного календаря украинцев. Вознося молитвы Господу, всегда обращались и к Приснодеве Марии - благодатной заступнице и хранительнице людей, Богородице, которая стала объединяющим началом между Богом и родом человеческим.

Успение - конец земной жизни Богородицы и переселение ее в жизнь Небесную. После того как Иисус Христос вознесся на небо, Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова. Незадолго до своего успения Божья Матерь прибыла в Иерусалим. Неутомимо молилась. Однажды на Голгофе к ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переселении в жизнь Небесную. За известием архангела, успение Богородицы должно было произойти в три часа.

Святые апостолы зажгли множество свечей и окружили постель, на которой лежала Богородица. Неожиданно засиял божественный свет и к людям сошел сам Иисус Христос в сопровождении ангелов, архангелов и праведных душ. Созерцая светлейший облик дорогого Сына Своего - Господа, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и Пречистую душу. Это был торжественный момент перехода Девы Марии от земной жизни к жизни вечной.

Через три дня апостолы не нашли во гробе тела Богородицы, а только ее погребальные покрывала. Это было доказательство того, что Богородица действительно вознеслась на небо.

А теперь, собственно, ближе к теме иконописи. Зажженная свеча перед ложем Богородицы; зажженное кадило в руках апостола Петра; иудейский священник с обрубленными руками, так как хотел перевернуть ложе с Богородицей, и возле него архангел Михаил; Христос, который держит душу Богородицы в виде спеленутого младенца как знак того, что смерть - это второе рождение; момент взятия Богородицы с телом на небо... Именно на эти детали советует обращать внимание заведующая отделом древнеукраинского искусства Национального музея им. Андрея Шептицкого Мария Гелитович, начиная экскурсию. И добавляет, что икон Успения Пресвятой Богородицы много не сохранилось: «Древнейшая происходит из Византии и связана с Киево-Печерским монастырем Успения Богородицы, который был разрушен во Вторую мировую войну. Собственно, туда привезли чудотворную икону, которую мы знаем по давних копиях, а сама икона не сохранилась».

Что касается храмов Успения Пресвятой Богородицы, то, рассказывает Мария Гелитович, их было очень много - это ключевые, знаковые памятники архитектуры, и по своему значению это - кафедральные соборы (в Галиче, Холме, Львове). «Вообще почитание Богородицы как покровительницы Украины имеет большой культ, - отмечает научный сотрудник. - Богородица также является покровительницей церкви, поэтому церкви и берут себе в заступницы Богородицу».

Первой Мария Гелитович показывает икону из села Юськовичи у Олеска (теперь - Осиповка, что в Бугском районе Львовской области. - Т.К.) конца XV - начала XVI века. «Здесь, собственно, показано Богородицу на ложе. Возле нее - апостол Петр. Возможно - Андрей. И еще - плакальщицы. Также - епископы в омофорах, - говорит Мария Гелитович. - Эта икона, к сожалению, очень повреждена. У нас реставрация заключается в том, чтобы только расчистить то, что сохранилось, и зафиксировать. А того, чего нет, и не дополняем. Не вмешиваемся в авторский стиль...».

Следующая икона, которую представляет научный сотрудник, - это первая датированная (1547 год) и подписная (автор - многогрешный раб Божий Алексей) украинская (лемковская) икона. «Тем она, собственно, очень известна. А еще интересна тем, что видим облака. На них ветры несут апостолов, которые на тот момент были в разных странах и летели так на похороны. Но не было между ними Фомы. Также видим, как ангел дает Томе пояс Богородицы, чтобы тот убедился, что Богородица действительно взята на Небо с телом. Также видим, что ангелы держат Богородицу на престоле и открытые двери в рай. Видно и момент отрубания рук неверному Афонию». Стоит отметить, что икона эта очень хорошо сохранена.

На другой иконе, уже второй половины XVI века, и она - из села Наконечное, что в Яворивском районе Львовской области, Богородица лежит головой вправо. «И это - очень редкое изображение, потому что на всех остальных - Дева Мария изображена головой влево, - говорит научный сотрудник. - Богородица в сине-желтых одеждах, и это тоже - большая редкость, потому что обычно одежды на образах - вишневые. Эта икона, так же как и предыдущая, - храмовая, наместная, из первого ряда».

Следующая для показа, - вероятно, авторства православного иеромонаха Иова Кондзелевича. «Мы ее недавно реставрировали, - говорит научный сотрудник. - Здесь - барочное решение этой темы, где на первом плане композиция с неверным Афонием. И видим в перспективе земное и небесное. На небе - святые, ангелы, и все ждут Небовзятия Пречистой Девы Марии. Здесь тоже есть очень интересные сценки на балконах, с которых люди наблюдают за событием - это урбанистический пейзаж, наподобие западноевропейских традиций. И очень хорошее художественное решение - цвета (сиреневые, зеленые), нюансировки оттенками, пластика лиц... Все это очень напоминает манеру Иова Кондзелевича (1667 - 1740). Есть сомнения: это Кондзелевич или его круг... Но эта икона - один из лучших примеров барочной живописи в нашей коллекции».

Обращает мое внимание Мария Гелитович и на икону мастера из Михновки с Волыни, который, возможно, был учителем Иова Кондзелевича или имел на него какое-то влияние. «Эта икона не виртуозно выполнена, но интересны детали, - разъясняет Мария Гелитович. - Посмотрите, как Христос держит душу Богородицы... Также интересны светильники, кадило... Стоит внимательно рассмотреть и людей, следящих за тем, что происходит, - один платком вытирает глаза, второй - молится... И этого не было в византийском искусстве».

А еще показывает Мария Гелитович икону Успения Пресвятой Богородицы из Богородчанского иконостаса 1698 - 1705 годов, созданного при авторстве Иова Кондзелевича для церкви Воздвижения Честного Креста Скита Манявского. Ведет в залы, где готовят к экспонированию масштабную выставку икон риботицких мастеров (1670 - 1750-е гг.) из собрания Национального музея им. Андрея Шептицкого и из частных коллекций. Там тоже есть иконы Успения Пресвятой Богородицы, а показ откроется завтра, 28 августа.

Ходите в музеи - узнавайте и развивайтесь. И читайте газету «День» - у нас есть чем заинтересовать и удивить. А главное - поощрим «глубоко копать». Чтобы знать!

И, конечно, всех с праздником.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов Фото Романа БАЛУКА
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments