А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

С особым, идейным, звучанием

Во Львове демонстрируют часы работы семейного скульптора Наполеона III.
19 августа, 2018 - 14:56

Ценные по художественным достоинствам и интересные по идейному содержанию часы на камин французской работы середины XIX века находятся в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15).

Изготовлены из мрамора и украшенные бронзовыми скульптурами авторства известного французского скульптора, живописца и графика Жана-Батиста Карпо (1827 - 1875). Об этом «Дню» рассказал заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей Колотай. «Художник прожил всего 48 лет, но оставил после себя огромное творческое наследие, - говорит музейщик. - Имел собственное ателье. Известен тем, что создал скульптурную группу «Танец» на фасаде Гранд-оперы в Париже и декор фасадов для павильона флоры во дворце Лувр, также - фонтан в Люксембургском саду».

Сын простого каменщика из Валансьена, Жан-Батист Карпо смог стать одим из главных творцов при императорском дворе. «Скульптор улыбки» и «Художник движения» - так чаще всего называли официального портретиста Наполеона III и автора знаковых парижских монументов этой эпохи.

«Часы задуманы как комплект, состоящий из самих часов и двух подсвечников с канделябрами, - рассказывает Андрей Колотай. - В центральной композиции размещена женская скульптура - персонификация Родины (есть надпись - PATRIE). В динамичной позе с мечом в руке она оберегает мирную работу, направленную на развитие науки и культуры. Справа от нее - предметы, символизирующие науку (книга), искусство (палитра), технику (шестерня). Слева - символы войны: огонь, ядра, пушки. Рядом - клеймо и подпись автора (J. B. CARPEAUX)».

Канделябры решены двумя женскими фигурами (слева - образ войны, справа - образ мира). Каждая держит в высоко поднятой руке подсвечник. Фигура войны - с мечом в руках, с агрессивным выражением лица, стоит на символах науки, технического прогресса и искусства. Фигура мира держит пальмовую ветвь - символ мира, топчет военные символы - шлем и оружие, тем самым как бы осуждая насилие.

«Очень тонкая психологическая характеристика скульптур придает всей группе особое звучание, ясно и четко передает идейное содержание произведения», - отмечает Андрей Колотай. И добавляет, что часы работы Жана-Батиста Карто Музей этнографии унаследовал от своего предшественника - Городского промышленного музея, созданного в 1874 году.

Ходите в музеи - узнавайте и развивайтесь. И, конечно, читайте газету «День» - у нас есть чем заинтересовать!

Татьяна КОЗЫРЕВА, "День", Фото Андрея КУБЯКА
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments