Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Связь с историей – через текстиль

Во Львове проходит выставка гобеленов Леси Крипьякевич, Натальи Паук и Стефании Шабатуры
24 ноября, 10:07
ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

Экспозицию представили в помещении Марийского общества «Милосердие». Произведения Леси Крипьякевич, Натальи Паук и Стефании Шабатури, выпускниц Львовского института прикладного и декоративного искусства (ныне — Львовская национальная академия искусств) объединяет то, что своим творчеством они еще в 1970—1980-х годах возобновляли глубинную связь с нашей праисторией. Примером являются, в частности, гобелены «Кассандра» Стефании Шабатуры (1971) и «Всадники» Александры Цегельской-Крипьякевич (1979).

Стефания Шабатура (1938—2014) проектировала и ткала гобелены. Общественная активистка. Принимала участие в работе львовского Клуба творческой молодежи «Пролісок», распространяла самиздат. В1970-м вместе с группой львовских писателей и художников выступила в защиту Валентина Мороза. В 1972 году за «антисоветскую агитацию и пропаганду» по ст. 62 ч. 1 УК УССР приговорена к пяти годами лагерей строгого режима и трем годам ссылки. Во Львов вернулась в 1979-м. Была членом Украинской Хельсинкской группы. Соавтор писем и обращений в международные и советские организации. Активно работала во львовских организациях «Мемориала» и Народного руха Украины, принимала участие в борьбе за возрождение репрессированной УГКЦ.

Наталья Паук (1939—2006) — тоже очень яркая представительница львовской школы художественного текстиля. Искусствоведы, оценивая ее творчество, говорят о роскошности цвета, отмечая то, что этот живописный компонент всегда является константой в произведениях мастера.

Александра Крипьякевич-Цегельская — член Союза художников Украины, активная общественная деятельница, участница движения сопротивления. Ее работы украшают музеи, дворцы культуры, театры Звенигорода, Ровно, Дубно, Львова, Москвы и даже далекой Марийской Республики. Создавала непревзойденные гобелены — тканые картины (портреты, многофигурные композиции), и среди них, в частности, — «Вертеп», «350 лет Киево-Могилянской академии» (оба — 1971), «Лесная песня» (1972), «Город князя Льва» (1974), «Корни» (1977).

Историк искусства, профессор Роман Яцив называет выставку «Текстиль как оружие» весьма достойной. Остается прибавить, что творчество ткачих Стефании Шабатуры, Натальи Паук и Леси Крипьякевич представлено в рамках празднования 70-летия Львовской национальной академии искусств. Вход на выставку — свободный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать