Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

В планетарий вернулся свет. И звук

22 января, 2003 - 00:00


В прошедший уикенд в Киеве открылся Театр. С необычным названием, интригующим репертуаром и в месте, о котором, к сожалению, давно позабыли киевляне.

СветоТеатр Lux Aeterna теперь еженедельно в выходные дни будет искушать любознательного зрителя фантастическими, ирреальными образами, которые человеку дарят Звук, Свет и Цвет. Именно эти компоненты — «актёры» нового театра Даниила Фридмана, начавшего работать в Киевском планетарии на Красноармейской.

Премьерой спектакля «Млечных путей опьяненье» театр, который существует с 1982 года, открыл новую киевскую страницу своей истории, начавшуюся когда-то в Ужгороде. Этот театр придумал и организовал историк искусств, конструктивист, приверженец синтетических искусств и автор нескольких книг Даниил Фридман, вернувшийся в Украину из Венгрии. С 1987 года профессиональный СветоТеатр успешно работал на базе Закарпатского областного музыкально- драматического театра: много гастролировал и в конце концов оказался в Венгрии, где и работал до последнего времени на базе Венгерского Художественного Фонда D’arts.

Будучи необычайно творческим и деятельным человеком, Фридман вернулся в Украину с концепцией создания стационарного СветоТеатра нового типа и со своими коллегами Тарасом Воротняком — светохудожником и постановщиком, вызвал на киевскую премьеру Аттилу Куруца — ведущего инженера и светохудожника. Здесь к ним присоединился студент-физик, инженер и светохудожник Александр Касьян. Фридман и сотоварищи собираются отказаться от принципов аттракциона и шоу и намереваются искать новые формы синтеза СветоЗвуковой драматургии. В ближайшее время в планетарии планируется смонтировать оригинальный многоканальный звуковой комплекс, который позволит зрителю погружаться в необычную Свето-Звуковую среду непосредственно под Звёздным Небом.

Первый спектакль построен на музыке композитора Вангелиса: он завораживает, приводит в состояние расслабляющей медитации и окунает в мир давно забытых в суете реальной жизни образов, ассоциаций, видений, аллюзий и иллюзий. Технический комплекс, благодаря которому состоялась столь непривычная премьера, был изготовлен в театральных мастерских Венгрии, а главные образы созданы с помощью лазеров, голографических объектов, перемещения музыкальных звуков, шумовых эффектов в купольном пространстве Звёздного Театра планетария. Нужно было видеть, с каким нескрываемым любопытством этот комплекс рассматривали после часового спектакля и дети, и взрослые.

Но самое главное в этом событии, пожалуй, заключается в том, что в Киеве, из которого последнее время только и делают, что уезжают в поисках лучшей доли творческие, нестандартно мыслящие люди, появилась личность, способная вернуть интерес к планетарию, как к целой инфраструктуре. Ведь когда-то планетарий, знакомя с азами астрономии, воспитывал целые поколения на общекультурных, научных, познавательных вещах. Сейчас эти уникально технически оборудованные комплексы стоят в запустении и превращаются в ярмарочные площади, среди которых жуткими осколками некогда первой Космической державы ржавеют всякие Луноходы-1… Тем временем планетарии в той же Америке или Канаде работают круглосуточно и только по своей основной специализации, принося колоссальные доходы. Удивительно, как в эпоху «Звёздных войн», чуть ли не рейсовых полётов в Космос, дикого интереса подростков к научной фантастике огромный комплекс в центре города простаивает и не умеет извлечь дивиденды из времени и ситуации, в которых оказался.

С появлением нового театра появляется надежда, что в планетарий вернётся настоящий Зритель. Тем более, Lux Aeterna планирует сотрудничество и с живыми актёрами, и с украинскими композиторами, которые будут создавать музыку для удивительных идей Даниила Фридмана и его команды.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments