Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Вес социального заказа

Почему результаты Второй национальной кинопремии «Золота Дзига» можно назвать предсказуемыми
23 апреля, 2018 - 18:28
ТРИУМФАТОРЫ ЦЕРЕМОНИИ — СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА ФИЛЬМА «КИБОРГИ»

Церемония проходила в столичном конгрессово-выставочном центре «Парковый» — более известном в народе как «вертолетнаяплощадка Януковича». Максимум статуэток (6) собрал фильм АхтемаСеитаблаева «Киборги», в том числе в таких номинациях, как «Лучший фильм», «лучший актер в главной роли» (Вячеслав Довженко), «лучший актер второго плана» (Виктор Жданов), «лучший сценарист» (Наталья Ворожбит), «лучший художник по гриму» (ЛилианаХома), «лучший художник-постановщик» (ШевкетСейдаметов).

В номинации «лучший режиссер (премия им. Ю. Ильенко)» победил Сергей Лозница с драмой «Кроткая».

Премия зрительских симпатий «Выбор зрителя» предсказуемо досталась комедии «DZIDZIO контрабас» (режиссер — Олег Борщевский) с рок-знаменитостью Михаилом Dzidzio Фомой в главной партии.

«Золоту Дзиґу» в номинации «лучший оператор-постановщик» получил Валентин Васянович за работу над «Уровнем черного», где он выступил режиссером.

Победительницами в категориях «лучшая актриса в главной роли» и «лучшая актриса второго плана» стали соответственно Даша Плахтий («Сломя голову», режиссер — Марина Степанская) и Нина Набока («Припутни», режиссер — Аркадий Непиталюк).

 

Лучший документальный фильм — «Дом «Слово» Тараса Томенко.

Лучшей анимацией признана «Причинная» Андрея Щербака, а лучшей игровой короткометражкой — «Випуск’97» Павла Острикова.

«Золоті Дзиґи» в номинации «лучший художник по костюмам» присуждены Светлане Симонович за работу в историческом боевике «Червоный», «лучший звукорежиссер» — СергеюСтепанскому, «лучший композитор» — Никите Моисееву (оба — «Сломя голову»).

Эти результаты можно назвать предсказуемыми.

Прошлогодняя «Дзиґа», где подводились итоги 2016 года, проходила в условиях выбора, ограниченного возможностями нашего кинопроизводства. А вот всем, кто помнит положение дел в украинском кино даже в недавних «нулевых», 2017-й год должен казаться настоящей сказкой, ведь всего в прокат вышли рекордные 33 национальных полных метра, причем некоторые из них достигли самых высоких кассовых сборов за первый уик-энд, а один (вышеупомянутый «DZIDZIO контрабас») даже окупился в прокате.

И вот именно благодаря этому ожидаемому выбору наш аналог «Оскара» стал неожиданно близким к американскому оригиналу.

Это предположение не будет выглядеть слишком смелым, если учесть, какой критерий преобладает в голосованиях Американской киноакадемии в наиболее значимых категориях. Это очень просто: социальный заказ.

То есть общенациональная кинопремия достается не самым смелым экспериментам и не художественным взлетам. Конечно, талант авторов важен. Но в первую очередь академики учитывают актуальность работы. То, что актуальносреди массовой аудитории. Необязательно политика — остро востребованным может стать конкретный жанр.

Например, за звание лучшего документального фильма соревновались «Дом «Слово»», «Дельта» (Александр Течинский), «ДиксиЛенд» (Роман Бондарчук), «Манящий, Сладкий, Без Границ или Песни и Танцы о Смерть» (Татьяна Ходаковская, Александр Стеколенко). Разумеется, если говорить о совершенстве киноязыка, о зрелости режиссерской манеры, то не было равных «Дельте». Съемки проходили в городке Вилково в дельте Дуная. Герои живут, работают и умирают на воде. Есть какая-то гипнотическая убедительность в том, как камера Течинского парит над рекой или сквозь туман, как следует за вилковскими мужчинами в их ежедневных хлопотах. Рассказ продолжается сразу на трех уровнях: яркие, грубоватые характеры; живописная пластика изображения — местами настоящий экранный Брейгель; и еще — метафизические, религиозные мотивы. В итоге получается многослойный, насыщенный смыслами рассказ — редкое произведение для нашего экрана.

Однако побеждает «Дом «Слово» — профессиональная, но вполне традиционная историко-кинематографическая разведка с монтажом киноархивов, возвышенными закадровыми голосами, наложенной музыкой — замечательный просветительский фильм. Почему? Ведь сейчас время национальной самоидентификации, потому интерес к прошлому значительно возрос, потому что история из науки превратилась в политическое орудие.

В целом, согласно результатам предварительного голосования киноакадемиков (кстати, в нашей Академии 33% женщин — приятно высокая доля), наибольшее количество номинаций получили «Припутни» (11), следом шли «Киборги» (9), «Сломя голову» (7) и «Уровень черного» (6). Все эти картины оказались в категории «лучший фильм», плюс к ним еще добавился «DZIDZIO Контрабас».

Собственно, Припутни — это название деревни на Черниговщине. Туда в гости к корпулентной и газдовитой бабе Зине (незабываемая Нина Набока) едет шумная торговка Людка с дочерью Светланой. Там же по соседству живет старый Станиславович с бесталанным и озлобленным на весь мир сыном Славиком. Людку и Светку везет таксист Юрий, охваченный неразделенной любовью к нежинской учительнице Христе. В какой-то момент все эти линии соединяются, что приводит если не к взрыву, то к, выражаясь патетически, судьбоносным последствиям.

Это мог бы быть большой триллер. Непиталюк прекрасно осознает уровень разрухи, страха и злобы, которыми пропитана наша провинция. Но находит ту оптику, в которой весь этот непрерывный скандал начинает выглядеть смешно; в конце концов, от смертельной ненависти до такой же любви — только шаг.

Что важно, режиссер не воспринимает своих героев с их странностями и суржиком как антропологическую экзотику: они такие, какие есть, у них есть и фарс, и годами утоляемая боль, и собственная смерть, а главное, они достойны лучшего.

Фильм сделан хорошо по всем компонентам: операторская работа, замечательный актерский ансамбль, пулеметные, от зубов, диалоги, сочный язык, яркие характеры. Главное же достижение — жанровое. Непиталюку удалось сделать едва ли не первую, вероятно, за десятилетие действительно смешную комедию, а это для современного украинского кино что-то из разряда фантастики — поэтому лидерство в номинациях выглядит логичным.

Со своей стороны, значительная часть экранного времени «Киборгов» тратится на разговоры. Персонажи выясняют идейные позиции друг друга, делятся наболевшим, думают, зачем они здесь в бесконечных моно- и диалогах. Причем сам текст, написанный Натальей Ворожбит, искусственным не назовешь. Проблема в его воплощении, рисунок которого должен определяться режиссером. Актеры не играют свои реплики, а докладывают их. Действие в этих сценах стоит как вкопанное, характеры выглядят ходульными, споры отдают политинформацией. Это уже не говоря о регулярной имитации искренних эмоций — театральной в худшем смысле слова.

Ситуация несколько улучшается во второй половине фильма. Сеитаблаев умеет ставить батальные эпизоды, и в «Киборгам» этому умению не изменяет: динамика сражений — безумная, реакции — точные. В общем, качество фильма растет пропорционально погружению сюжета в войну. В конце концов, все компоненты приходят в равновесие в сцене с пленным сепаратистом — возможно, самой главной в фильме. Потому что здесь чувствуется, что эта история — о том, что по другую сторону фронта — не только оккупанты, но и такие же украинцы, и война эта — наша страшная беда, что она не укладывается в пропагандистские штампы. Авторам удается добавить в рассказ уместно печальную ноту. Хотя даже в финале не обходится без несуразностей — чего стоит только картинное и наигранное появление действующего министра культуры.

Однако — в стране война. Однако — оборона ДАП — одно из центральных событий этой войны. И «Киборги» — первая попытка снять об этом игровое, именно игровое, а не документальное кино. Органичности Вячеслава Довженко и мастерства Ворожбит хватило, чтобы и массовый зритель, и Киноакадемия простили «Киборгам» неровную режиссуру.

Но, повторяю, мы в этом смысле принципиально не отличаемся от остальных подобных кинопремий мира.

К счастью, сейчас производство украинского кино — процесс практически индустриальный, что показала и нынешняя «Дзиґа», которая разрослась до 18 призовых категорий. Какая тенденция возобладает в следующем году — вопрос интересный, но важнее — удастся ли достичь разумного баланса между актуальностью и качеством?

«Донбасс» Лозницы уже на подходе.

 

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments