Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

Впервые за 80 лет!

Во Львове представили отреставрированные образы второй половины XVI в.
23 апреля, 2019 - 22:14
Фото автора

Иконы «Страсти Христовы» и «Страшный суд» из церкви Вознесения Господня в с. Багнуватое, что в Турковском районе Львовской области, относятся к последним работам заведующего научно-исследовательского реставрационного отдела Национального музея им. Андрея Шептицкого - Владимира Мокрия, который умер 29 апреля 2018 года. Поэтому их представления в главном корпусе НМЛ (проспект Свободы, 20) состоялось с посвящением светлой памяти реставратора. «В течение 2017 года Владимир Петрович работал над двумя произведениями, - рассказывает генеральный директор музея Игорь Кожан. - Выбор икон стал неслучайным, ведь их сюжеты наиболее нравились ему, и особенно это касается «Страшного суда». Владимир Мокрий ранее выполнил реставрацию древнейшей сохранившейся украинской иконы на эту тему из села Ванивка (XV век), а также икон из сел Трушевичи (XVI век) и Меденичи (XVI век), которые заняли достойное место в экспозиции Национально музея им. Андрея Шептицкого».

Игорь Кожан напомнил, что скоро исполнится год, как умер Владимир Мокрий: «И мы все чувствуем, как его не хватает. Но всегда помним, вспоминаем, мысленно обращаемся, ибо нуждаемся в этом».

«Страсти Христовы» и «Страшный Суд» из Багнуватого являются древнейшими парными Украинскими иконами этой тематики, происходящими из одной церкви и созданные одним мастером. Достопримечательности поступили в Национальный музей в 1939 году, из расформированного собрания Музея богословской академии во Львове, куда их вместе с другими иконами этого мастера (анонимного, потому что в то время мастера икон не подписывали)в  1935 году привез отец-ректор Иосиф Слепой.


ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

А внедрила их в научный оборот искусствовед Вера Илларионовна Свенцицкая. Об этом рассказала заведующая отделом древнеукраинского искусства Мария Гелитович. «Это не рядовые памятники в истории нашей иконописи, - отметила ученый. - Это первый пример сохранившихся парных икон «Страшного суда» и «Страстей Христовых» вообще в украинской иконописи. Судя по художественно-стилистическим приметам, созданы они, очевидно, в 60-е - 70-е годы XVI века. Иконы важны еще и тем, что анонимный мастер, который их написал, имеет очень интересный и оригинальный малярный почерк и, очевидно, большее иконографическое наследие, чем эти две иконы. Исследуя наши фонды, мы пришли к выводу, что у нас по крайней мере восемь его икон. В частности, приписываем ему «Богородицу Оранты» (также из села Багнуватое) и «Христос во гробе» из Старого Самбора».

Вспоминая Владимира Мокрия, Мария Гелитович отметила, что с Владимиром Петровичем работалось очень легко: «Он был не только хорошим специалистом, хорошим организатором труда - он был очень добрым человеком, человеком положительным, имел прекрасное чувство юмора, что очень часто помогало ему в жизни. И коллегам вместе с ним».


ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

Обе иконы будут находиться в показе в Национальном музее им. Андрея Шептицкого до конца мая. Затем «Страсти Христовы» вернут в фондохранилища. А «Страшный суд» с начала июня можно будет увидеть во Львовской галерее искусств - в арт-проекте Павла Гудимова «Ангелы».


ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото автора

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments