Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Изменения к Конституции – со «спортивным азартом»

2 июня народные депутаты 335-ю голосами проголосовали за изменения к Конституции в части правосудия
02 июня, 19:26

Администрация Президента «дожала» народных депутатов. 2 июня они 335-ю голосами проголосовали за изменения к Конституции в части правосудия. Отдельно по фракциям «герои» выглядят так: «БПП» — 138 депутатов, «Народний фронт» — 80, «Опозиційний блок» — 38, Радикальная партия — 1, «Батьківщина» — 13, «Відродження» — 22, «Воля народу» — 18, а также 25 внефракционных. От партии «Самопоміч» закон не поддержал ни один депутат. Фактически полная идиллия условных «майданных» депутатов с бывшими регионалами и их сателлитами. В чем причина такого единства?

«Бесспорно, это определенный компромисс, но и серьезный шаг вперед, — комментирует «Дню» Анатолий Матвиенко от президентской фракции «БПП». — Там достаточно предупредительных механизмов. В конце концов, нам действительно нужно очищать суды. Некоторые депутаты не хотели голосовать из-за слишком высокой зарплаты судей, которую приравняли к зарплате сотрудников НАБУ. Фактически их зарплата будет превышать зарплату судей в Польше, которая имеет больший ВВП на душу населения. Но если мы хотим предотвратить коррупцию, это решение должно быть, хоть оно и не является главным гарантом. Система декларирования же будет четко контролировать доходы и расходы судей».

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ ПРЕЗИДЕНТА — ГЛАВА АП БОРИС ЛОЖКИН, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ВИТАЛИЙ КОВАЛЬЧУК И... АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК — НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ» ЖЕ ОТСТРАНИЛИ ЕГО ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕМЬЕРА, БЫЛ В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ

Убеждать депутатов проголосовать за конституционные изменения в парламент приехал Президент Петр Порошенко. Также присутствовал в полном составе Кабинет Министров. Агитировал Петр Порошенко с особым спортивным азартом. По словам главы государства, это реальная реформа, которая «вернет украинцам право на правду», а также он заявил, что «получил на это благословение пресвятых отцов». Кроме того, Петр Алексеевич сообщил, что принять изменения к Основному Закону призывали и западные партнеры.

«Сегодня под угрозой Ассоциация Украины с ЕС, безвизовый режим и продление санкций против РФ из-за скандалов и коррупции в нашем государстве, — говорит «Дню» один из народных депутатов от «Батьківщини», категорически настаивавший на анонимности. — Поэтому нужно продемонстрировать Западу реформаторские шаги в виде судебной реформы. Первое, чего ждут от реформ, — это суды, поскольку это базовая вещь, гарантирующая наказание за коррупцию. На Западе устали от скандалов в Украине. А то, что Администрация Президента манипулирует и пользуется этой ситуацией, чтобы протащить усиление полномочий главы государства и его влияние на судей, — это, конечно, цинично, как и во время назначения своего Генпрокурора».

ЭТОТ ПАРЛАМЕНТ МОЖЕТ ВСЕ

То, что нынешняя власть оказалась в ситуации, когда ее извне вынуждают менять Конституцию страны, виновата в первую очередь она сама. Показательный пример — Минские соглашения, благодаря которым Кремль загнал в ловушку официальный Киев и убедил Запад стать на этот путь. Об отсутствии же борьбы с коррупцией в Украине американские и европейские партнеры говорят достаточно давно и открыто, однако реальных шагов по этому поводу в нашей стране так и не делается. Зато — оффшорный скандал.  

«Чтобы убрать коррупцию, мы вводим норму единства судебной практики, — комментирует «Дню» Леонид Емец, народный депутат от «Народного фронта». — Поэтому пленум Верховного суда будет принимать судебную практику для тех или иных споров, в результате через 5—6 лет количество судебных споров уменьшится на порядок. Это мы подкрепляем другими процедурами: ликвидируем Высший административный, Хозяйственный, специализированный суды как рудименты режима Януковича и Кучмы для контроля властью судебных процессов. Все судьи Верховного суда увольняются, а новые люди набираются через конкурсы — это не только судьи, но и люди не из системы — адвокаты и преподаватели вузов с опытом не менее 10 лет. Вводится Антикоррупционный суд, который будет заниматься вопросами, подследственными НАБУ».

ВИКТОР ШИШКИН ПЫТАЛСЯ ДОКРИЧАТЬСЯ СВОИМИ АРГУМЕНТАМИ

Заметим, что с самого утра четверга депутаты успели принять в первом чтении закон о судоустройстве и статусе судей, который непосредственно связан с изменениями к Конституции. «Данный закон должен решить проблемные вопросы, в результате чего будет честный и справедливый судья», — говорит Леонид Емец.

«Есть несколько хороших сентенций и новелл, которые привлекательны, но, к величайшему сожалению, под прикрытием этих сентенций есть вещи, которые будут обесценивать Основной закон, — заявил во время выступления с трибуны председатель фракции «Самопоміч» Олег Березюк. — Да, можно уволить судей, подчеркиваю, можно. А кто будет их набирать? В течение следующих 2-3 лет полная монополизация набора судей. Некоторые судьи даже не будут этого проходить. Следующее — это монополизация адвокатской услуги в стране. Это абсолютно непонятная сентенция относительно роли прокуратуры, которая будет организовывать процессы. Есть много вещей, нивелирующих ценность Основного закона страны, который не должен иметь двойных мыслей и двойных функций. Олигархат может воспользоваться этим и зацементировать окончательно свой режим, прикрываясь добрыми намерениями».

ГРУППА «ВОЛЯ НАРОДА» ВСЕГДА УДАЧНО УЛАВЛИВАЕТ КОНЪЮНКТУРУ. НЕ ЗРЯ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМИ ИЗ ГЛАВНЫХ БЕНЕФИЦИАРОВ ЕВРОМАЙДАНА

«Изменения разрушают баланс распределения властей, которые определены сейчас Конституцией, — подчеркнул в нашем предыдущем материале «А судьи кто?» кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины Николай Сирый (№94 за 31 мая 2016 г.). — Если говорится о независимости судебной власти, то это означает, что парламент не имеет права ограничивать компетенцию судов. То есть вся судебная власть должна принадлежать судебной системе. Те же изменения, которые предлагаются, оставляют за парламентом определение объема судебной компетенции. Кроме того, процедура, которой предлагается назначать судей (отбирать будет Высший совет правосудия, а утверждать — глава государства) фактически означает подчинение судебной ветви власти Президенту».

Детали конституционных изменений, конечно, имеют большое значение, и их еще неоднократно будут анализировать, но самая большая проблема заключается в другом. Судья Конституционного Суда (2006—2015 гг.) Виктор Шишкин на этом неоднократно делал ударение. «В первую очередь, чтобы протолкнуть эти изменения, Президент в очередной раз через колено сломал народных депутатов — это к вопросу качества парламентаризма в парламентско-президентской республике, — комментирует «Дню» Виктор Шишкин. — О том, как «работали» с депутатами, в частности, используя давление «черной кассой» Партии регионов, мне лично рассказывал один из парламентариев. Теперь — о главном. Изменения к Конституции — это коллаборационизм, это участие в игре Путина по его отбеливанию на международной арене. И в этой доктрине наша власть ему реально подыгрывает. Во-первых, Президент не выполнил свой конституционный долг — не ввел военное положение при наличии военного вторжения войск другого государства на нашу территорию, что одновременно дает основания для проведения законной мобилизации (пункт 20 статьи 106 Конституции). Во-вторых, если у нас нет условий военного положения, то почему тогда идут фронтовые бои с применением танков, артиллерии, военно-воздушных сил и тысячи погибших при защите независимости Украины, есть миллионы беженцев? А при условиях военного положения Конституцию нельзя менять (ч. 2 ст. 157). Дополнительно подчеркиваю — в условиях военного положения, а не после его введения. И это не только чистая теория права, а внешнеполитическая катастрофа Украины. Таким образом мы подтверждаем, что у нас нет агрессии Путина, который на весь мир рассказывает, что у нас «гражданская война. То есть мало того, что Президент фактически подчинил себе судейскую ветвь власти, так мы еще подыграли Путину, показав миру, что у нас «внутренний конфликт».

Само же голосование в парламенте продемонстрировало, что в Верховной Раде фактически отсутствует реальная оппозиция. Неголосование двух фракций, как показывает практика, может быть связано не столько с идейными убеждениями, сколько с отсутствием определенных договоренностей по другим вопросам. А те, кто проголосовав «за», объясняют свое решение необходимым компромиссом или давлением извне, на самом деле помогают выстраивать в стране вертикаль власти под Президента, создавая, таким образом, ложную систему координат. Вопрос только — ради чего? Пока точно не ради реформ. Суть изменений в Конституцию не в их протягивания любой ценой, а прежде всего в правовой культуре.

 
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать