Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Идеализм и ответственность

14 июня, 2017 - 10:49

«Дорогая Ольга, почему, как правило, когда мы едем в трамвае совершенно одни и вполне понятно, что никто не может нас поймать на безбилетном проезде, мы все же - пусть и после определенного внутреннего колебания - оплачиваем билет?»

(Вацлав Гавел «Письма Ольге»)

Украина сегодня охотно сравнивают с Чехословакией после Бархатной революции. Мол, вот он - пример тех преобразований и реформ, которые должна пройти Украина. Чехословакия образца 1990 годов в сознании устойчиво ассоциируется с фигурой последнего президента уже несуществующей страны - Вацлава Гавела.

«Гавела на вас нет», - кричал один из плакатов на тогда еще студенческом Майдане в ноябре-декабре 2013 года в центре Киева. Гавел - идеалист. Гавел - романтик. Потому что «правда и любовь должны победить ложь и ненависть». Все максимально просто и понятно. Только вот сам Гавел, кажется, собственный идеализм понимал значительно глубже и сложнее.

Вопрос, который Гавел задает своей жене Ольге в письмах из заключения (1979-1983), - не случайный. Ключевое понятие мировоззрения Гавела - «ответственность». Драматург сам отвечает на свой вопрос:

«Человеческое поведение всегда несет в себе следы - ярко выраженные или не очень - определенного чувственного предположения или внутреннего ощущения "тотальной интегрированности бытия"; словно человек внутренне уверен... что "это все как-то есть", что это все где-то имеет собственные источники, свои причины, свои объяснения, свои обстоятельства и свои смыслы; что все "является" где-то полностью известным; все находится "под" своей поверхностной и приблизительной стороной, с которой мы, собственно, коммуницируем, укоренивсь в каком-то определенном дне, "дне бытия", что все неистребимо присутствует на "абсолютном горизонте бытия"...».

Какую бы должность ни занимал и чем бы ни занимался Гавел - он всегда оставался писателем и драматургом. Отсюда его постоянная склонность к жонглированию словами - «интегрированность бытия», «абсолютный горизонт», в конце концов - «Бог». Как бы Гавел ни называл последнюю инстанцию, перед которой когда-то придется отчитываться, ключевым остается представление, что отчитываться придется. Но еще важнее убеждение, что человек своими поступками влияет на мир, формирует некое общее «мировое полотно». Все человеческие поступки вплетены в какую-то причинно-следственную паутину. Поэтому любые, даже самые мелкие, поступки - имеют значение.

Уже в 90-х Гавел развивал тему ответственности в своих публичных речах. Во время присвоения почетной докторской степени Гарвардского университета акцентировал на теме ответственности перед миром, перед природой и космическим порядком. Вывел простую формулу: «Мы должны вести себя так, словно будем жить здесь вечно». Политика, по мнению Гавела, - умение взять на себя ответственность за непопулярные решения, которые не должны понравиться избирателям. Но от которых «мировое полотно» станет лучше. Это - аполитичная политика, «практикуемая нравственность».

Отсюда - одна из самых известных крылатых фраз Вацлава Гавела «Надежда - это не убеждение, что все получится хорошо. Надежда - это уверенность, что в этом есть смысл. Независимо от того, как оно завершится». Это не голый идеализм ради идеализма. Это - ответственность за собственные поступки. Перед собой и миром.

Когда речь снова заходит о том, что Украине, мол, не хватает идеализма, надо понимать, что идеализм Вацлава Гавела - это прежде всего закомпостированный билет. Для того, чтобы «правда и любовь победили ложь и ненависть», недостаточно идейных конструкций и романтического энтузиазма. Нужна ответственность. И закомпостированный билеты в трамваях.

Радко Мокрик

Источник: zbruc.eu

Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments