Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Когда ум побеждает зло

Что привлекает людей в детективах и чем особенный Андрей Левинский из произведения «Літо психиатра»
10 мая, 2018 - 16:27

Детектив писательницы Леси Демской «Літо психиатра», в 2018 году вышедший в издательстве «Легенда», побуждает вспомнить не только классику детективного жанра, к которому, очевидно, относится, но и... украинскую классическую литературу. Не обязательно детективную.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Американский исследователь Дж. Н. Фрей считает современный детективный роман «версией самого давнего предания на Земле» — мифического сказания о скитании героя-воина. Ведь герой современных детективов так же, как герой-воин из мифов, охотится на монстров. Только времена изменились: теперь «монстры» — это не драконы, а люди, лишающие жизни других людей.

Изменилось и место, где герой сталкивается с «монстрами»: в современном мире это не волшебная страна, которую персонаж никогда раньше не посещал, но такой же «чужой» ему мир измены и обмана. Именно в этом мире герой современного детектива находит главного преступника, побеждает его, прибегая к своему наиболее действенному оружию — уму, и со славой возвращается домой. Правосудие побеждает: очень желательное условие как для мифа о скитании, так и для детективного жанра.

Дж. Н. Фрей объясняет чрезвычайный успех детективов этой архетипной сущностью детективов, где ум героя побеждает зло. Это то, во что мы все хотели бы верить.

Архетипная сущность детектива обуславливает и то, что чаще всего в детективах речь идет о расследовании убийства. Детективов о, скажем, похищении драгоценностей гораздо меньше. И это тоже не удивительно, потому что в детективе смерть, которая кажется необъяснимой, как правило, показана логической и закономерной. Главный герой, расследующий убийство, благодаря своему уму возвышается над иррациональностью смерти. А следовательно, и читатели получают больше уверенности в силе ума и чувствуют себя в большей степени защищенными. И все это благодаря сметливости главного героя детектива.

КОМПРОМИСС МЕЖДУ ТРАДИЦИЕЙ ХІХ И ХХ ВЕКОВ

Именно таким является главный герой романа Л. Демской «Літо психіатра». Андрей Левинский, несомненно, наблюдательный и умный — такая у него профессия (психиатр). Приобретенные во время профессиональной деятельности навыки помогают Андрею расследовать не только финансовые махинации с международным размахом, но и то иррациональное, которое он способен сделать вполне рациональным и объяснимым.

Происхождение героя является крайне важным для мифов о скитании, так же оно заметно в современных детективах. Однако Л. Демская расширяет и углубляет этот мотив: ее главный герой существует «на грани» города и села. Он не отдает предпочтение ни тому, ни другому. Да, во Львове есть престижная работа, и Львов может довести до сердечного приступа; да, в селе, из которого он родом, можно оздоровиться физически, но при этом попасть еще в какую неприятность. Ведь именно его родное село, куда он приезжает отдохнуть, становится центром загадочных событий.

Эту межовость подтверждает даже факт «двойной» фамилии: в родном селе Андрея величают не Левинским, а Ковальчуком. Это его «родовая» фамилия, еще от дедушки с бабушкой. Сельское пространство само по себе не является чужим для него. Андрей может отзываться о селе как о «другом мире, полном опасностей и ухасов», удивляться местным обычаям, однако в селе его воспринимают как своего, а он знает, как там вести себя, и способен узнать все, что нужно. «Чужим» для него, как и для большинства главных героев детективов, является скорее пространство обмана и измены. Тот, в котором возможны убийства.

Поэтому что бы ни говорил Андрей о селе, он сам по себе воплощает компромисс — как между городом и селом, так и, в определенной степени, между украинской литературной традицией девятнадцатого и двадцатого веков. Потому что немало украинских классических произведений девятнадцатого века посвящены именно сельской тематике. Город у них, наоборот, осуждается. В начале двадцатого века ситуация изменяется. Бьянка из «Сентиментальної історії» Мыколы Хвылевого — яркое отрицание Христины из «Повії» Панаса Мирного. В детективе же Л. Демской нет ни полемики, ни противопоставления. Наконец найден компромисс.

Как известно, персонаж создает сюжет. А появление таких персонажей, как Андрей Левинский, и таких сюжетов, как в романе «Літо психіатра», может стать секретом современного украинского «приворотного» детектива. Такого, чтобы не оторваться. Впрочем, «приворотным» этот детектив следует назвать и по другим причинам. Детальнее — в самом тексте.

Любовь БАЗЬ, писательница
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments