Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Многолетняя работа с «континентом культуры»

В издательстве «Смолоскип» опубликовано исследование Валентины Саенко «Поезія Ліни Костенко: традиція, контекст, художня своєрідність»
15 мая, 10:04

Это пространное и подробное издание в первую очередь будет интересно тем читателям, которые стремятся глубже познать поэзию Лины Костенко, почувствовать нюансы ее интерпретации, а также тем, кого интересует многообразие методов исследования поэзии.

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТЫ ТВОРЧЕСТВА И БИОГРАФИИ ЛИНЫ КОСТЕНКО

В пяти разделах книги Валентины Саенко воплощено немало очень разных подходов к изучению произведений знаменитой поэтессы. Так, начинаются ее студии с разговора о культуротворческом и культурологическом контекстах творчества и биографии Лины Костенко. Здесь и взаимодействие поэтессы с важными мифологемами культуры наподобие сада, души и, наконец, самой культуры, и ее многолетняя работа с «континентом культуры». Исследовала Валентина Саенко также жанровую систему поэзии Лины Костенко.

Во втором разделе больше всего говорится об архетипах и народнопоэтических мотивах. Каждый, кому доводилось читать стихи Лины Костенко, поймет, насколько это важная тема в разговоре о ее поэзии, хотя бы уже учитывая усиленную афористичность, множество цитат и аллюзий, стремление обобщить психологически-исторический опыт. Интересным моментом следующего раздела является проведение параллелей между поэзией, авторской позицией и другими нюансами творчества Лины Костенко и Елены Телиги. Именно эта «компаративная» пара, на первый взгляд, представляется довольно неожиданной: слишком уж разные исходные данные, биографии, контекст, да и эстетические координаты не назовешь подобными. Впрочем, «волевой» вектор Телиги, укорененный и в «вестниковстве», и в среде «Пражской школы», и частично в неоклассиках, и, возможно, в Киплинге, и в ультраправых радикальных тенденциях межвоенной культуры, по-своему находит отклики в творчестве шестидесятников, и не только у Лины Костенко, но и, скажем, у Василя Стуса и других. Не стоит забывать и том, как шестидесятники восстанавливали культурную связь с запрещенными блоками украинской литературы прежних лет, от «Расстрелянного Возрождения» до эмигрантских явлений.

Конечно, в книге «Поезія Ліни Костенко: традиція, контекст, художня своєрідність» подробно интерпретируется такое ключевое произведение, как стихотворный роман «Маруся Чурай». Разобран и композиционный подход поэтессы к созданию циклов стихов «Інкрустації» и «Невидимі причали».

Сквозь все исследование проходит также лейтмотив сочетания в письме Лины Костенко внимания к традиции с новыми, нетрадиционными, подходами к созданию образов, текстов, жанров.

А особенно интересным и ярким для многих читателей наверняка станет последний раздел «Феномен веселки». В нем Валентина Саенко посмотрела на творчество Лины Костенко сквозь призму синестезии (сочетание образности, ассоциированной с различными органами чувств). Стихи, связанные со слуховыми, цветовыми, вкусовыми, запаховыми, болевыми, температурными и другими формами восприятия, исследовательница не только описала и интерпретировала, но и даже свела к табличкам, которые, наверное, много о чем расскажут внимательным читателям поэзии Костенко.

«СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ НАУКА ПОКА ЧТО НЕ ПОСТИГЛИ ВЕСЬ МОЩНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОГО ДОСТОЯНИЯ ПОЭТЕССЫ, ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО И УНИВЕРСАЛЬНОГО ЕГО ВЕСА»

Книгу завершает библиография творчества поэтессы. Но это тот случай, когда библиография — не просто финал плюс инструмент для исследователей, а большой самостоятельный раздел, отдельная работа с отдельным смыслом.

«Поезія Ліни Костенко: традиція, контекст, художня своєрідність» — книга, с одной стороны, страстная, полна патетических и в большой степени личностных утверждений (эмоциональность, тяготение к афористичности напоминает и творчество поэтессы), а с другой, связана с научными и даже математическими подходами. Стоит отметить и широкий контекст цитируемых и сравниваемых с главной героиней авторов из разных литератур — от Григория Сковороды до Леси Украинки, от Ирины Жиленко до Ингебор Бахман. Объем и содержательное разнообразие этого исследования свидетельствует о том, что делалось оно не по случаю, к дате, а уже достаточно давно. Следовательно, книга является органической частью волны переосмысления творчества шестидесятников в целом. Ведь потребность в новом, очередном разговоре об этом явлении совершенно очевидна. Как выразилась сама Валентина Саенко, «Недаром творчество Лины Костенко с каждым шагом все громче звучит в украинской и мировой поэзии. Современные критика и литературоведческая наука пока что не постигли весь мощный потенциал творческое достояние поэтессы, общенационального и универсального его веса. Поэтому есть широкое поле для обсервации психологических основ мировоззрения поэтессы, которые выходят из пракорней художественного феномена».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать