Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На берегу высушенного озера памяти

Одним из самых ожидаемых украинских романов 2020 года следует назвать книгу «Амадока» Софии Андрухович
12 июня, 09:39

В фокусе этого произведения — семейная история на фоне истории национальной, их трансформация и фрагментация, влияние на жизнь последующих поколений. Романа, сотрудница архива, расположенного в одном из зданий Софии Киевской, случайно знакомится с археологом Богданом, который собирается идти добровольцем на фронт, и с его отцом, пластическим хирургом. Сын и отец в ссоре. Сын исчезает где-то в параллельном мире войны, а Романа много общается с его отцом, узнавая от него все хитросплетения и парадоксы истории этой семьи. В жизни нескольких поколений Фрасуляков она уже, наверное, ориентируется не хуже, а то и лучше, чем в биографиях собственных предков.

 Эти знания очень помогают Романе, когда она объявляет, что нашла Богдана в больнице — после страшного ранения, бесконечных операций. У него ужасно обезображена внешность и полностью утрачена память. Романа забирает его к себе в дачный поселок под Киевом — и с помощью фотоархива и семейных историй берется за восстановление памяти Богдана. Интересно, что при этом она называет себя его женой. Впрочем, впереди еще много сюрпризов, и поиски вчерашнего дня заведут героев далеко не туда, куда можно было бы ожидать...

 История семьи Фрасуляков (кстати, существовал и реальный исторический деятель с такой фамилией), видимо, является центральной зоной книги. Изложена она через словесную интерпретацию фотообразов, короткими, мозаичными фрагментами, насыщенными психологическим напряжением и метафорикой. Город Бучач, ХХ века. Любовь между совсем юными украинкой и евреем (некое продолжение одной из линий предыдущего романа писательницы, «Феликс Австрия») дает импульс целому лабиринту приключений, постоянно распадается на фрагменты и версии. Этот сюжет, конечно, позволяет Софии Андрухович наметить некоторые элементы панорамы жизни довоенного галицкого города. Здесь и колорит, и быт, и язык, и виды — но также и демонстрация мифа о идиллической мультикультурности (опять аналогия с книгой «Феликс Австрия»). Автор подчеркивает границы, напряжение и жестокость. А жестокость достигает апогея уже в годы нацистской оккупации. На страницах «Амадока» много написано о Холокосте и вообще о терроре сороковых годов.

 События в Бучацком гетто, в подполье, в близлежащих лесах и деревнях находят отклик и в поздних советских временах, и в наши дни. Но также они переплетаются с, так сказать, историко-культурологическими событиями — ведь заметная часть романа претерпевает жанровую трансформацию в зарисовки (то эссеистические, то «житийные») о скульпторе Иоанне Георгии Пинзеле, основателе хасидизма Баал Шем Това, философе-мистике, писателе и музыканте Григории Сковороде. Такое жанровое переключение, вероятно, может сбить с толку часть читателей, но оно имеет свой смысл: несколько разнообразит стилистику книги, расширяет контекст и поле, в котором находятся интересы и судьбы героев. В конце концов текст «выруливает» и на историю писателя уже двадцатого века, советского агента Виктора Петрова, в частности на его любовный треугольник с Софией Зеровой и Николаем Зеровым. Здесь перед нами — своеобразный, довольно схематичный набросок «расстрелянного Возрождения», интересный, однако с акцентами на недомолвках и, скажем, на такой важной вещи, как сегодняшнее непонимание мотивов поступков героев литературной сцены того времени. «Расстрелянное Возрождение», судьба Виктора Петрова и других авторов 1920—1930-х или 1940—1950-х годов таким образом оказываются воплощением «испарения» памяти и знания. Подобным исчезновению (полу)мифического озера Амадока, которое в древности рисовали на картах нынешней Украины и которое дало название книге.

 Роман Софии Андрухович — это целостная и последовательная стилистика. С вниманием к мелочам и характерным неторопливым темпом, с богатым воображением и причудливыми образами. С аллюзиями и стилизациями, в которых порой кроется не сразу заметная ирония и шутка. С фирменным отсутствием диалогов в традиционной форме. С символами и отсылками к подлинным фактам и историям. С поддержкой постоянного уровня эмоционального напряжения и тревоги. Не без моментов многословия. С несколько детективным привкусом.

 Если вам интересно сочетание такой эстетики и тематики, «Амадока» станет, возможно, не самой комфортной и не самой веселой, зато важной и многогранной спутницей на достаточно длительное время. Эти 832 страницы точно не пройдут незамеченными.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать