Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Небоскреб, который видно из Скандинавии

«Полтава возвращает саму себя на культурную карту Европы» — итоги международного фестиваля
15 июня, 2018 - 10:32
ИТОГОМ ПЕРВОГО ДНЯ ФЕСТИВАЛЯ СТАЛИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В РЕДУТЕ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВЕЛИ ОГРОМНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ И НА ПОЛТАВЧАН, И НА ШВЕДСКИХ ГОСТЕЙ

По радио рассказывают о шведских поэтах и художниках, которые приехали в Полтаву. Центр города полон волонтеров, прессы, гостей города — слышно английский, немецкий, шведский языки. На многих билбордах размещены афиши мультимедийного проекта-спектакля «Бесконечное путешествие, или Энеида» (по текстам Ивана Котляревского и писателя Юрия Андруховича), концерта современной классической музыки (шведского и украинского композиторов). Сразу понятно: в Полтаве происходит событие международного уровня. И им стал фестиваль MERIDIAN POLTAVA.

«ПОБЕДА ЗА ВАМИ»

Немногим более 300 лет назад внимание Европы сосредоточилось на Полтаве. Именно там решалась судьба многих народов, ведь близ города столкнулись силы двух империй — могучей Шведской и той, что только начинала свой путь, будучи Московским царством.

Обычно когда мы вспоминаем Полтавскую битву, то имеем дело с украинским или российским взглядом на эти события. Однако для целостности исторической картины не хватает как минимум еще одного взгляда — шведского. И большой заслугой MERIDIAN POLTAVA является то, что он как раз и предоставил возможность сформировать более целостный нарратив Полтавской битвы.

Например, на открытии фестиваля представил свой взгляд на событие Дональд Бустрем, корреспондент, автор 14 книг, среди которых и «Энциклопедия кофе». Последняя была упомянута не случайно, ведь именно в ее контексте находится идея шведского автора. «Мое виденье Полтавской битвы — это то, что она открывает новые двери. Это поражение стало концом 200-летнего империалистского периода в истории Швеции и началом ее трансформации от страны войн к стране, любящей кофе», — утверждает Дональд Бустрем. По мнению шведского автора, именно когда Карл XII был вынужден просить убежища в Османский империи, он узнал о кофе и, вернувшись в Швецию, положил начало его широкому потреблению. По словам Дональда Бустрема, этот поступок спас репутацию короля и сделал Швецию страной, которая в настоящее время пьет больше всего кофе в мире.

Другое виденье имеет Игорь Померанцев, писатель, правозащитник, советский диссидент, который ныне проживает в Западной Европе. «Мне кажется, обсуждение военного и геополитического значения Полтавской битвы отвлекло бы нас от истинных последствий этого события. Писатели имеют в запасе другой язык, в первую очередь художественный и инициативный, и он позволяет ставить диагнозы историческим процессам, — поделился писатель. — Полтавская битва изменила представление европейцев о Севере, Западе и Востоке. Она перетасовала стороны мира и стерла границу между Севером и Западом. Восток же замер в позе победителя и таким образом обрекся на гибельные последствия триумфа. Дорогие шведские гости, от души поздравляю вас с поражением. Победа за вами».

«СОЮЗНИКИ СНОВА СОБРАЛИСЬ ВМЕСТЕ»

Едва ли не впервые за эти 300 лет в Решетиловке, которая в 1709-м была главным опорным пунктом шведов, возле шведского кургана, на поле Полтавской битвы снова зазвучали шведский и украинский языки. Именно поездкой к этим памятным местам начался первый день фестиваля. Поэтические чтения, которые проходили в этих местах, как будто возрождали связь с прошлым. Специально к этому событию было переведено много стихов авторов, поэтому слушатели имели возможность услышать текст в оригинале и перевод на шведский или украинский. Причем часто, например, перевод украинского стихотворения зачитывался шведским писателем, что словно передавало один из лозунгов международного поэтического фестиваля «Союзники снова соберутся вместе».

АГНЕТА ПЛЕЙЕЛЬ, ШВЕДСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА, ДРАМАТУРГ И ЖУРНАЛИСТ, ПРИЗНАЛАСЬ: «КОГДА Я СТОЮ ЗДЕСЬ, ТО ДОЛЖНА СКАЗАТЬ, ЧТО МНОГИЕ МОИ РОДСТВЕННИКИ ЛЕЖАТ РЯДОМ. В 1709 ГОДУ ЗДЕСЬ БЫЛИ ДВА ВЗВОДА ИЗ СМОЛАНДА. НЕ ДУМАЮ, ЧТО ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ЭТОЙ БИТВЫ. ЭМОЦИИ ПЕРЕПОЛНЯЮТ»

К слову, шведские гости, которые пожаловали в Украину, — одни из самых известных интеллектуалов Швеции. Как рассказал президент Международной литературной корпорации MERIDIAN CZERNOWITZ Святослав Померанцев, поскольку корпорация девять лет занимается литературным менеджментом, то имеет экспертов в разных странах. Именно они и пригласили известных шведских поэтов и журналистов приехать в Полтаву для поэтических выступлений, дискуссий. «Шведские интеллектуалы проявили огромную заинтересованность, потому что у них слово «Полтава» вызывает очень мощные эмоции. Уже есть очередь на 2019 год из очень влиятельных поэтов, в частности членов Нобелевского комитета», — поделился Святослав Померанцев. С украинской стороны, как метко выразился организатор, приехал «поэтический десант» — Сергей Жадан, Юрий Андрухович, Оксана Забужко, Галина Крук, Мириам Драгина, Ирина Цилик и другие. А еще в Полтаву приехали гости из Великобритании (Игорь Померанцев — один из соавторов идеи фестиваля) и Германии.

Итогом первого дня фестиваля стали поэтические чтения в редуте Полтавской битвы, которые произвели огромное впечатление и на полтавчан (которых, несмотря на позднее время и отдаленность места, было много), и на шведских гостей. Например, Агнета Плейель, шведская писательница, драматург и журналист, призналась: «Когда я стою здесь, то должна сказать, что многие мои родственники лежат рядом. В 1709 году здесь были два взвода из Смоланда. Не думаю, что они вернулись из этой битвы. Эмоции переполняют».

Два следующих дня были не менее насыщенными. Известные места Полтавы стали местом дискуссий, презентаций книг и, конечно, поэтических чтений. Более того, состоялся показ и обсуждение фильма Игоря Померанцева и Лидии Стародубцевой «Ампутация», в котором речь идет об украинских бойцах АТО, которые утратили конечности. Режиссеры поделились интересными эпизодами со съемок, впечатлениями о чувстве юмора наших бойцов (вроде того, что им теперь безразлично, какие носки покупать — зимние или летние).

Полтавский краеведческий музей также стал местом встречи любителей литературы. Именно там состоялись презентации книг Юрия Андруховича «Коханці Юстиції» и украинско-немецкой писательницы и журналистки Кати Петровской «Мабуть Естер» (семейная история, которая, по словам автора, может стать «прививкой» от стереотипов, сформированных вокруг судьбы евреев). А еще литературный вечер Оксаны Забужко, дискуссия «Пейзаж после битвы», на которой Эва Стакельберг, шведский фотограф, рассказала историю своего далекого прадеда, генерала шведского войска, который был взят в плен во время Полтавской битвы.

По-новому зазвучала и вечерняя Полтава, так как в рамках фестиваля состоялся концерт современной классической музыки «Полтава 03:44» при участии струнного квартета, мультимедийный проект-спектакль «Бесконечное путешествие, или Энеида» и выступление группы «Жадан и Собаки».

«ПИСАТЕЛИ ВСЕГДА ГОТОВЫ СОБРАТЬ СВОИ МИССИОНЕРСКИЕ ЧЕМОДАНЧИКИ»

Помимо важной культурной функции фестиваль выполняет еще одно задание. Как рассказал Святослав Померанцев: «Инициативная группа международной литературной корпорации MERIDIAN CZERNOWITZ поняла, что технология фестиваля в Черновцах может быть перенесена на другие города Украины. Под словом «технология» я имею в виду мероприятия по созданию современного культурного лица города и инструментов для пиара и брендинга города как в Украине, так и в Европе. Потому что в действительности это проблема для Украины в целом, и для украинских городов в частности».

И в самом деле, можно согласиться с организатором фестиваля, что на вопрос «что для Вас Полтава?» ответы будут достаточно стандартные: «Энеида», Полтавская битва, Склифосовский. Но все они рассказывают больше о Полтаве прошлого, а сведений о современной жизни города не так уж и много. «А Полтавщина — это регион, который стоит на таком крепком фундаменте, что на нем можно построить не то что многоэтажку, а небоскреб, который будет видно даже из Скандинавии», — поделился Святослав Померанцев. Поэтому в этом контексте очень меткими являются слова Сергея Жадана, что этот фестиваль — не просто возвращение Полтавы на культурную карту Европы. «Полтава возвращает саму себя на культурную карту Европы», — как метко заметил писатель.

В завершение приведем отрывок из его обращения к полтавчанам: «Писатели не являются миссионерами, они приехали, сказали свое слово и уехали. А этот фестиваль показал, что в Полтаве есть замечательное сотрудничество общественного сектора с властью, своя чрезвычайно интересная и эффективная художественная среда. И мне кажется, идеальный вариант, когда мы все уедем, а вы останетесь, и фестиваль останется. Потому что это ваш город, ваш регион, в конце концов, ваше пространство. А когда вы будете что-то делать — приглашайте нас. Писатели всегда готовы собрать свои миссионерские чемоданчики».

Мария Чадюк, Киев — Полтава — Киев. Фото Олега ДУБИНЫ
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments