Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

Под знаком поисков форм и знаков будущего

Восьмой «Книжный Арсенал»: подводим итоги
8 июня, 2018 - 10:24
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Завершился «Книжный Арсенал». А значит, наступает время подводить итоги и делиться впечатлениями от главного столичного литературного фестиваля, книжной ярмарки, выставочной и дискуссионной площадки.

ЗАМЫСЛЫ И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ

Как уже писал «День», нынешний «Арсенал» проходил под знаком поисков форм и знаков будущего. По крайней мере, где-то так его мотто было сформулировано организаторами в анонсах. И в самом деле, на входе в самый большой зал «Арсенала» встречал смешной робот, а многие мероприятия в тот или иной форме были обозначены футурологическими мотивами. Достаточно вспомнить действительно интересную и концептуальную выставку «Metropolis. Прошлые утопии будущего» (куратор — Павел Гудимов). На ней зрители имели возможность познакомиться с амбициозными архитектурными проектами прошлых эпох — от итальянца восемнадцатого века Джованни Батисты Пиранези до не менее утопического советского архитектора-экспериментатора Якова Чернихова (кстати, уроженца Украины). Были здесь, конечно, разнообразные поиски, связанные с послевоенным восстановлением центра Киева. А еще работы, навеянные легендарным фильмом 20-х годов «Метрополис», который и дал название выставке.

И если то будущее не назовешь полностью осуществившимся, то на «Арсенале» происходили и такие события, которые не оставляли сомнений в перспективах реализации задекларированных в них проектов. Например, была отдельная программа кураторства Анастасии Евдокимовой «Загорные королевства: поэтические книги, которые появятся». В ней представили рукописи будущих изданий. Среди них такие авторы: Мирослав Лаюк, Екатерина Калитко, Вано Крюгер, Александр Моцар, Геник Беляков.

Или встреча, посвященная будущему пятитомнику — самому полному на сегодня собранию произведений Мыколы Хвылевого. Осуществлял эти получтения-полулекцию литературовед и директор издательства «Смолоскип» Ростислав Семкив. Неожиданный колорит эта встреча приобрела, когда он пригласил прочитать эпизод из «Вставної новели» Хвылевого современного писателя, экспрессивного оратора Дмитрия Лазуткина. Яркий текст периода «Расстрелянного возрождения» зазвучал совсем по-новому в устах сегодняшнего харизматичного автора.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ

«Футуристическая» концепция, как и следовало ожидать, несмотря на все концептуальные установки организаторов, должна была немножечко адаптироваться к читательским, авторским и издательским реалиям. А они таковы, что постоянным остается внимание к исторической тематике, к вопросам идентичности, архивной правды и неправды, преступлений и жертв прошлого. Не случайно, по данным самих организаторов, одним из самых популярных событий стала беседа «Такие, как мы?» в рамках презентации книги Славенки Дракулич «Вони б і мухи не скривдили» (издательство «Комора»). Книга посвящена размышлениям и наблюдениям над работой довольно популярного у нас в последнее время Гаагского трибунала по поводу преступлений во время войн в бывшей Югославии.

Выразительный исторический акцент имела и, например, презентация относительно нового романа Юрия Андруховича «Коханці Юстиції» (издательство Meridian Czernowitz). Об этой книге «День» уже писал. Да и стенд самой газеты «День» поддержал историческую тему фестиваля. Лидером продаж до сих пор остается новинка «Корона, або Спадщина Королівства Руського», а за последний экземпляр «Повернення в Царгород» «боролось» сразу несколько претендентов.

РАЗРУШЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ О МОЛОДОЙ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ

Традиционно «Книжный Арсенал» чрезвычайно богат поэтическими и околопоэтическими мероприятиями. Как мы уже отмечали в анонсе фестиваля, настоящим событием стал визит в Украину литовского поэта с мировым именем — Томаса Венцловы. В Киеве он успел и обсудить сегодняшнюю рефлексию такого важного (но опять-таки — исторического!) явления, как советские и центральноевропейские диссиденты второй половины ХХ века, и почитать свои стихи — на общем выступлении с американкой Элен Гинси и украинцем Сергеем Жаданом. Украшением чтений от «Духа і Літери» и Пен-клуба стало участие в них актрисы Галины Стефановой.

Привлекли внимание и поэтические чтения авторов «Видавництва Старого Лева» под названием «Future in the Past» на уличной сцене фестиваля. В них приняли участие такие заметные поэтессы, как Екатерина Калитко, Оксана Луцишина, Богдана Матияш, Нина Курьята и Галина Крук.

Одним из главных поэтических мероприятий стала презентация «а-ба-ба-га-ла-ма-говской» новинки «Антологія молодої української поезії ІІІ тисячоліття». Ее распорядителями выступили молодой поэт и литературовед Мирослав Лаюк и его старший коллега, уже классик, Иван Малкович. В книгу вошли стихи поэтов, которые дебютировали уже в ХХІ веке. Среди них — Остап Сливинский, Ирина Шувалова, Павел Коробчук, наши авторы Юлия Стахивская и Любовь Якимчук. Несмотря на довольно распространенное представление о молодой современной поэзии как вещи совсем замкнутой в себе и малопонятной читателям, организаторы «Арсенала» вспомнили эту презентацию среди самых популярных мероприятий целого фестиваля.

Много состоялись разнообразных синтетических акций и перформансов, основанных на поэзии. Достаточно вспомнить, например, чтение стихов упомянутого уже Остапа Сливинского, которое очень гармонично «легло» на хореографический перформанс. Мирослав Лаюк читал свои новые тексты в сопровождении классической скрипичной музыки. Чтения стихов Ирины Загладько сопровождались видеоартом и электронными музыкальными моментами. А Дарья Гладун представила полноформатный мультимедийный перформанс, связанный со стихами ее книги «Рубати дерево».

ВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФЕСТИВАЛЯ

Объемной была и визуальная программа «Арсенала». Хоть она и достойна отдельной профессиональной презентации, здесь можно вспомнить и традиционную зону от клуба иллюстраторов Pictoric, и второй этаж комплекса «Мистецький Арсенал», в котором уже полноценно прижились стенды иллюстраторов, художников.

Продолжая «визуальную» тему, «Книжный Арсенал» традиционно отметил победителей конкурса на лучший книжный дизайн. Среди нынешних победителей — книга «Я так бачу» от «Видавництва Старого Лева» (авторы и дизайн — творческая мастерская «Аграфка») — первое место. Второе и третье заняли, соответственно, «Книга-мандрівка Україна» (автор Ирина Тараненко, дизайн — Юлия Курова, Марта Лешак и агентство Green Penguin). Третье — «Книга Лесів. Колискова 1» (дизайн — Екатерина Лесив, от издательства «Родовід»).

ЗА КУЛИСАМИ «АРСЕНАЛА»

Понятное дело, такие масштабные события, как «Книжный Арсенал», не обходятся и без событий с более или менее скандальным резонансом. Например, немало читателей восприняли как провокацию идею «баттла» («битвы») — чтений сторонников условно «националистического» и условно «либерального» путей будущего развития Украины. Впрочем, чтения прошли вполне успешно и, кажется, без провокаций.

Возникали также дискуссии по поводу выделения отдельной зоны для детской литературы (кое-кто видит в этом толчок к нечестной конкуренции в интересах крупных издательств) или по поводу попадания или непопадания на ярмарку или в программу событий отдельных издательств. Впрочем, скандальность этих вопросов выглядит откровенно преувеличенной.

Как сообщают организаторы, «Книжный Арсенал» 2018 года посетило около 50 000 человек. Это около одного процента ориентировочного на сегодня населения Киева. В частных беседах «за кулисами» многие издатели сетуют на «проседание» продаж. Но «Арсенал» остается событием масштабным, производящим впечатление и запоминающимся. Таким, которого ждут. Что и подтвержают комментарии некоторых участников, собранные для вас «Днем».

«ПУСТЫЕ НИШИ ПОСТЕПЕННО ЗАПОЛНЯЮТСЯ»

Мирослав ЛАЮК, писатель, литературовед:

— В целом «Арсенал» прошел, как всегда последние годы, — стабильно на высоте. Полные залы посетителей, море новинок во всех жанрах. Я вспоминаю те времена, когда мы радовались нескольким, например, актуальным переводным книгам, теперь же — об этом никто даже не говорит, потому что пустые ниши постепенно заполняются.

Для меня на этом «Арсенале» главной была «Антологія молодої української поезії ІІІ тисячоліття», которую я составлял, а Иван Малкович редактировал. Знакомые иностранцы были поражены количеством людей, которые пришли на презентацию послушать современную поэзию. Все так хорошо, что даже боюсь сглазить.

Наталья БЕЛЬЧЕНКО, писательница, переводчица:

— На нынешнем «Книжном Арсенале» я, наверное, провела больше всего времени: ходила туда каждый день. Из многочисленных мероприятий особенно запомнились встреча из Меиром Шалевом, лекция Веры Агеевой о Мыколе Бажане, рассказ Богдана Жолдака о Николае Лукаше и разные поэтические выступления. А еще произвел впечатление фильм Михаила Кауфмана «Навесні» с параллельным комментарием Станислава Цалика.

Ольга ПОГИНАЙКО, директор издательства «Смолоскип»:

— «Арсенал» в этом году был очень интересным и, по моему мнению, окончательно оставил «Форум» далеко позади как по концептуальности, так и по воплощению. Мне особенно понравилась профессиональная программа для издателей. Ее наличие и интересное наполнение дало возможность получить информацию для профессионального роста.

Дарья БЕРЕЗИНА, писательница, переводчица:

— Хотя впечатление от первого дня несколько испортила очередь под палящим послеобеденным солнцем, понравилось. Крутецкая общая атмосфера приятного безумия. Очень удобно, что фикшн и нон-фикшн разделили «территориально», то есть нужные стенды можно было без проблем найти. Порадовало рвение, с которым представители издательств не просто рекомендовали новые издания, но еще и поделились впечатлениями о них и пересказывали сюжет (пусть даже иногда не совсем правильно). И — пусть живут лаунж-зоны: возможность отдохнуть от шумихи и толпы — неоценима.

Ярина САЕНКО, художница:

— Нынешний «Книжный Арсенал» поразил количеством посетителей — столько людей вместе я видела, наверное, на Революции Достоинства. Очень приятно, что с каждым годом фестиваль расширяется, появляются новые программы и события, в целом, все выглядит более интерактивно. Мне как художнице трудно представить, какой это титанический труд — организация подобных мероприятий, поэтому я желаю всем причастным силы и вдохновения для покорения новых вершин в этой области.

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments