Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

Школа украинского художественного репортажа продолжается

Названы победители конкурса «Самовидець»
24 марта, 2018 - 14:14

«Приветствую всех на шестом конкурсе «Самовидець». Мы прошли этап сада и теперь отправляемся в школу - школу украинского художественного репортажа», - поздравила всех в своем видеообращении Мария Титаренко, одна из жюри конкурса «Самовидець».

Действительно, в этот раз конкурс выдался особенным. Тема «Поколение свободных» получила немало интерпретаций от участников. Хотя предсказуемо оказалось довольно много текстов, тема которых - Восток, однако полученные репортажи были не такими предсказуемыми. Кроме того, есть материалы, в которых предоставлено слово тем группам общества, которым редко оказывают внимание. Поэтому в этом году ТОП-10 - настоящее заполнение «белых пятен» на карте общественного сознания.

В ТЕКСТАХ  «РАЗРЫВАЮТСЯ НЕ СНАРЯДЫ, А ШАБЛОНЫ»

Тема Востока была представлена ​​по-разному. Как отметил Олег Криштопа, член жюри конкурса, в текстах «разрываются не снаряды, а шаблоны». В частности, в отношении Восточной Украины. Время от времени всплывает тема «недолюбленности Донбасса» государством. Однако, как свидетельствуют репортажи, иногда сами жители мало что знают о родном регионе.

Этот аспект Донбасса частично раскрывает Григорий Пырлик, автор репортажа о Дружковке: «Это история о контрастах ... Было несколько случаев, когда о том, что в городе есть музей, люди узнавали от меня (того, кто там находится впервые), а не сами мне рассказывали. И тут ты заходишь в помещение, где старые такси, «Волги», и видишь журнал «The New Yorker» - это был тотальный разрыв шаблона». Жюри конкурса отметило юмор автора и рассказы о людях, которые не боятся менять свои города.

Об обычных жителях Донбасса, которые пытаются помочь нашим военным на Востоке, написала свой репортаж Елена Максименко. Причину выбора именно таких героев автор объяснила так: «Все знают историю о дедушке, который принес бойцам на блокпост банку со взрывчаткой, но мало кто знает мужчин и женщин, которые поставляли нашим ребятам берцы в 2015 году, когда это было актуально».

Евгения Подобная изобразила события на Востоке с другой точки зрения - самих бойцов. Ее репортаж под названием «Легион Закарпатья» раскрывает, что побудило ребят из этого региона поехать не в Европу, к которой, по словам автора, порой всего десять километров, а на Донбасс. «В моем тексте для меня ключевой фраза: «О них не напишут в книгах, но благодаря им книги пишут в дальних, сейчас мирных городах, закрытых броней их спин". И я безумно рада, что благодаря конкурсу "Самовидець " о них все же прочитают в книгах», - сказала Евгения Подобная.

УРОВЕНЬ ГАЗЕТЫ «ДЕНЬ»

 Репортаж Анастасии Федченко (ее тексты читателям «Дня» хорошо известны) очень метко, с подтекстом, назван автором «Светлодарск». По словам Марии Титаренко, репортаж не так о главном герое, что своими действиями показывал альтернативу людям, вовлеченным во мрачность, серость города Светлодарск, а о самом этом процессе – даровании им света и оптимизма.

«На самом деле я хотела писать репортаж о молодых командирах, - призналась автор. - Мне казалось, что это круто, когда люди в 20-25 лет меняют украинскую армию. Но потом мне знакомая рассказала о волонтере, который живет в депрессивном Светлодарске, приехав из Крыма. А его жена из Тернопольщины. Они познакомились там и поженились. Я подумала, что это замечательная история: когда люди из разных уголков страны встречаются на Донбассе, обожженном войной, и пытаются помочь тем детям, которые в 13-16 лет уже забыли, что такое мир».

А известный всем читателям газеты «День» Вадим Лубчак, пробуя себя в художественном репортаже, решил обратить внимание читателей на то, что же такое жизнь на границе (с Россией и ДНР), что включает в себя это понятие. Вадим Лубчак объяснил выбор именно такой темы так: «В основу текста положены впечатления, когда впервые в жизни попал в Верхнеторецкое, которое в то время было частично оккупировано. И идешь по улице - ты в родном государстве, а другая улица - уже временно Украина». Автор репортажа также поделился своими планами объехать всю нашу границу и рассказать о жизни украинцев, в частности, о том, как им удается найти общий язык с соседями.

Этот художественный репортаж - первая попытка Вадима Лубчака. Мария Семенченко, координатор конкурса, поздравила его и добавила: «Поздравляю, что Ваш дебют сразу попал в десятку лучших. Это должно вдохновлять других». Так же, наверное, как и пример газеты «День». Елизавета Гончарова, победительница четвертого конкурса «Самовидець», а теперь член жюри, отметила: «В этом году заметила, что в конкурсе участвуют многие журналисты газеты «День», - это можно считать показателем ее уровня».

ГРАНИЦЫ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НУЖНО ПРЕОДОЛЕВАТЬ

Однако временами свобода интерпретировалась несколько по-другому. Например, Татьяна Синеок в тексте рассказала о эмбриологе, который, осуществляя искусственное оплодотворение, давал шанс появиться на свет тем, кто должен пополнить «поколение свободных». Тема, которой коснулась автор, с одной стороны, является дискуссионной, но с другой - актуальной, поскольку бесплодие является распространенной проблемой.

Вера Курико в своем репортаже раскрыла тему, действительно ли нынешнее поколение является свободным. Как рассказала автор, она имела уже почти готовый текст, однако когда спросила знакомых и друзей в Facebook,  чувствуют ли они себя свободными, то увидела немало «свободные, но...» в их ответах. И это побудило написать ее новый репортаж-многоголосие о внутренних, ментальных границах, которые еще нужно преодолевать.

Однако лучше всего эти границы описаны в репортажах победителей конкурса. Третье место получила Татьяна Гладыш. Этот репортаж написан практически в четырех стенах, поскольку автор передвигается на костылях. Ее история такова: «Моя жизнь не слишком богата событиями. Но я вспомнила, что могу рассказать о людях, с которыми мне посчастливилось тренироваться. Потому что я прохожу реабилитацию с параолимпийской сборной Николаева по плаванию. Этих людей мы часто видим на пьедестале, как они завоевывают медали, представляют нашу страну, но мы не видим, какие трудности они преодолевают, чтобы добраться хотя бы до того самого бассейна».

Елизавета Гончарова в контексте этого подчеркнула, что общество станет полностью свободным тогда, когда человек на костылях сможет добраться из Херсона в Киев. Это тоже своеобразный рубеж, и интересно, что он даже отражен в нашем языке. Член жюри отметила отличие украинского названия «люди с ограниченными возможностями» от западной формулировки «люди с особыми потребностями». Поэтому замечательно, что Татьяне Гладыш удалось расширить спектр понятия свобода и этим содержанием.

Если победительница третьего места раскрывает тему особых физических потребностей, Кристина Шалак, которая заняла второе место, подняла тему особых психических потребностей. Ее история - о священнике, который поступил на медицинский факультет, чтобы работать в психбольнице. Как поделилась впечатлениями Мария Титаренко: «Это, условно говоря, не «Полет над гнездом кукушки», а общежитие в гнезде ... Еще что бросается в глаза в тексте Кристины - это ее метафоры. Они очень сложные, интересные, многоэтажные и очень художественные, например, "Болезнь - это рамка, в которую будни вжимаются, как в формочку для теста"».

Победителем же стал один из самых сложных репортажей - «Подарок для мамы» Гаяне Авакян. Это практически рассказ матери, сын которой, Степан Чубенко, был украден и замучен за желто-голубую ленту на рюкзаке; а потом родители ездили на окраину Донецка, чтобы найти могилу сына. Елизавета Гончарова, едва сдерживая слезы, рассказывала об этом тексте и привела следующую цитату из него: «Мужчина показывает фото местным в поселке. Женщина отворачивается. "Вы что-то знаете?». "Не говори ему". "Вы видели его?». "А он у вас за кого?"».

Гаяне Авакян утверждает же, что ее репортаж еще не закончен, потому что убийц так и не поймали. Их заочно приговорили к пожизненному заключению и сейчас объявили в розыск.

Такими стали 10 самых искусных историй в жанре художественного репортажа этого года. Как оказалось, быть свободным далеко не тождественно значению жить в независимом государстве, хотя это, конечно, очень важно. Есть много внутригосударственных границ, которые общество должно параллельно преодолевать, объединив усилия. А есть и такие границы, которые нужно побороть самостоятельно.

Однако на этом конкурс не останавливается. Тема следующего, седьмого кокурса «Самовидець» - «Жизнь в городах». Поэтому если кто-то любит урбанистические репортажи и хочет раскрыть город и его жителей глубже - есть время до 25 января 2019 года. Школа украинского художественного репортажа продолжается.«Вітаю всіх на шостому «Самовидці». Ми пройшли етап садочка й тепер відправляємося в школу, школу українського художнього репортажу», – привітала усіх в своєму відеозверненні Марія Титаренко, одна із журі конкурсу «Самовидець».

Марія Чадюк

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments