Не знать истории - значит всегда быть ребёнком.
Цицерон, древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор

Указатели, оставленные Хорхе Луисом Борхесом

Опубликованы лекции-эссе знаменитого аргентинского писателя
8 ноября, 2019 - 10:31

В украинском переводе появился сборник лекций Хорхе Луиса Борхеса (1899—1986) «Семь вечеров». Перевел его Сергей Борщевский, а напечатало «Издательство Анетты Антоненко». Это семь рассказов о самых разнообразных явлениях мировой литературы в классических и не совсем классических контекстах.

ШИРОТА ЭРУДИЦИИ И РАЗНООБРАЗНОСТЬ МАТЕРИАЛА

Интересно, что хоть тексты, опубликованные в «Семи вечерах», по своим жанровым характеристикам вполне уместно было бы назвать эссе, однако в действительности Борхес прочитал их именно как публичные лекции в 1977 году в родном Буэнос-Айресе, в театре «Колизей». Это чувствуется в усиленной диалогичности произведений, а также во внимании к звучанию слова.

Какие же темы избрал один из классиков литературы двадцатого века для разговора со своими слушателями-читателями? Их набор позволяет оценить и широту эрудиции Борхеса, и разнообразность материала, с которым выпал случай ознакомиться  его сегодняшним украинским читателям.

Следовательно, книжку начинает разговор о «Божественной комедии»: невзирая на авангардную юность и выразительные постмодернистские тенденции чуть ли не во всем своем творчестве, Хорхе Луис Борхес относился к классическим достояниям не просто внимательно, а серьезно и с пиететом. Второе эссе, «Ночной кошмар», посвящен сну как одному из ключевых литературных мотивов. Текст «Тысяча и одна ночь» изображает знаменитый сборник сказок с его истоками и отголосками в будущем.

«Поэзия» — вероятно, что решиться на лекцию под таким названием было риском, но писатель с достоинством справился с ней, сумев в этом произведении очертить свое понимание решающих ценностей и смыслов поэзии и привести многочисленные цитаты из ярких и мощных произведений разных времен, стилей и стран. Не совсем ожидаемой может быть здесь появление эссе «Кабала», хотя когда взвесить на любовь Борхеса-писателя к духу мистики. Во всяком случае, здесь представлено краткое исследование о, скажем так, метафизическом мышлении и тайных учениях.

А завершает книжку «Семь вечеров» эссе «Слепота». Сам Борхес потерял зрение в 1950-е годы. В этой лекции он поделился своими ощущениями незрячести и показал литературный контекст — писателей, которые не видели или почти не видели, и тексты, сосредоточенные на такой тематике.

РАЗНЫЕ «СТРАТЕГИИ» ПОВЕСТВОВАНИЯ

Все эти предметы разговоров, конечно, не всегда легко сочетаются. Однако их прочно вяжет авторский стиль, авторское мышление, в конечном итоге, авторская харизма, ощутимая и сорок лет спустя, в текстах, переделанных из лекций под книжный формат.

Некоторой неожиданностью может быть разнородность в подходе Хорхе Луиса Борхеса к изложению материала. В какие-то моменты он весьма глубоко погружается в тему, работает с подробностями, б даже с достаточно герметическими мотивами, что малопонятны людям, специально не заинтересованным в том или другом литературном периоде, явлении и тому подобное. Так, кажется, можно сказать о «Божественной комедии» и «Поэзии». В случае же с «Кабалой» или «Слепотой» писатель, похоже, решил держаться «популяризационной» стратегии, высказываться прозрачно, объяснять лишь самое главное, самое универсальное. Разные читатели, с разным бекграундом, благодаря этому смогут оценить преимущества «Семи вечеров», избрать для себя более интересные тексты.

Для всех любителей литературы, в конечном итоге, в лекциях-эссе Борхеса найдется не только немало новой информации, но и имен, произведений, явлений, о которых захочется узнать больше. Следовательно, готовьтесь к поискам в «вавилонской библиотеке» мировой литературы по указателям, которые оставил Хорхе Луис Борхес.

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ