Не знать истории - значит всегда быть ребёнком.
Цицерон, древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор

Федор СТРАВИНСКИЙ — художник, который жил в гармонии со Вселенной

3 февраля, 2012 - 13:12
ФЕДОР СТРАВИНСКИЙ «БЛАГОВЕЩЕНИЕ». КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ВАТИКАНА / ФЕДОР СТРАВИНСКИЙ «БОГОМАТЕРЬ С ДИТЯМ»

О художнике Федоре Стравинском «День» узнал в городке Устилуг, что на Волыни, в музее-усадьбе его отца, всемирно известного музыканта Игоря Стравинского. Пересматривая уникальные издания, посвященные этой талантливой семье, собранные для музейной экспозиции директором Владимиром ТЕРЕЩУКОМ, мы натолкнулись на альбом, изданный во Франции, с фоторепродукциями Федора Стравинского. И с удивлением спросили у пана Владимира: «А сын Стравинского был художником?». Как оказалось — талантливым и известным в художественных кругах Европы.

Старший сын музыканта и его первой жены Екатерины Носенко родился в 1907 году в Санкт-Петербурге. Его назвали Федором в честь деда — известного в Российской империи оперного певца украинского происхождения.

Примечательно, что детство художника тесно связано с Волынью. Построив в Устилуге дом, Игорь Стравинский каждое лето приезжал сюда с семьей. Кстати, волынская усадьба Стравинских — единственное во всем мире здание, оставшееся после музыканта и построенное по его собственному проекту.

С 1913 года семья поселилась в швейцарском городе Морж, а еще через семь лет переехала во Францию. На Волынь Стравинские больше не вернулись. Сначала препятствием была война, а затем — победа большевизма и создание Советского Союза, в котором музыкант был персоной нон-грата.

Быть сыном Игоря Стравинского означало расти в среде, в которой уделяли много внимания искусству в самых разнообразных формах выражения. Здесь музыка тесно граничила с театром, а театр, в свою очередь — с живописью. В помещении Стравинских часто бывали художники. Неподалеку жил Пабло Пикассо, который дружил с отцом Федора или же Теодора — именно под этим именем художника знают в Европе. Друзьями семьи были также Матис, Дерен, Брак, Пикассо, Валере, Кокто.

Кроме классического образования, Федор Стравинский получал еще и художественное. А его учителями стали Андре Дерен и Жорж Брак.

Кстати, у Стравинских не существовало конфликта между отцом и сыном. Федор увлекался отцовским творчеством, но не пытался перенести его в свои работы. В то же время пример отца побуждал к работе, к дисциплине, к поиску, вместе с тем обязывая к верности самому себе, к смелым нововведениям, к отказу от консервативных форм. Его индивидуальное призвание проявилось так рано и сильно, что ему не нужно было защищать себя от желания стать Стравинским под номером два.

«Я рисовал всегда», — говорил о себе Федор. Первая его работа, известная исследователям, написана художником в возрасте 11 лет. Это изображение премьеры спектакля Игоря Стравинского «История солдата».

Первая выставка работ Федора открылась в 1927 году в Париже. Но потом на протяжении своей долгой жизни — умер художник за два года до падения Советского Союза — он занимался не только станковой живописью, но и настенной: создавал фрески, витражи, мозаики, гобелены. Иногда рисовал декорации для театра. А также иллюстрировал многочисленные художественные произведения, в частности, Камю и Монтерлана.

Федор Стравинский расписывал церкви во многих странах. За это в 1977 году Папа Павел VІ присвоил Федору Стравинскому титул командора ордена Святого Григория Великого за «помощь церкви своим художественным умением». Кстати, как признавался Федор Игоревич, он всегда чувствовал связь с православной традицией в христианстве, ее мистичностью.

С 1936 года до конца жизни Стравинский-младший прожил в Швейцарии и умер в Женеве 16 мая 1989 года на 83-ем году жизни. Друзья вспоминали Федора Стравинского как художника, посвятившего себя четкому выражению изысканного мира, отрицавшего какие-либо компромиссы с цивилизацией лени и вульгарности; привыкшего смотреть высоко и далеко, дальше, нежели позволяют ежедневные заботы; жившего в идеальной гармонии с Вселенной, мечтая о великих монументальных композициях.

При подготовке текста использованы сведения из фотоальбома Мориса Церматтена «Федор Стравинский: Монументальные произведения» / «Theodore Strawinsky: L’oeuvre monumentale». 1990 г. Фонд Энрико Монти

Виктория СКУБА, «День», фоторепродукция Ярослава МИЗЕРНОГО
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ