Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рождественская открытка в Украине

Создавая праздничные почтовые карточки, украинские художники первой половины ХХ века, в частности, иллюстрировали народные и церковные колядки
17 января, 15:31
ЭДВАРД КОЗАК. «КОЛЯДНИКИ», 1970-е гг. ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ИЗ АЛЬБОМА «УКРАЇНСЬКА СВЯТОЧНА КАРТКА»

Сегодня сложно себе представить роль этой маленькой посланницы поздравлений, поздравлений с праздниками и пожеланий благосостояния. Вспомните, когда последний раз вы получали почтовую открытку с поздравлением? Есть много версий возникновения первой открытки. По одной из них, она появилась впервые в Англии в 1794 году, когда какой-то английских художник отправил своему другу поздравление с праздником, нарисовав при этом с обратной стороны картинку с изображением семейства вокруг елки. По другой, впервые рождественская открытка появилась в 1841 году в витрине книжного магазина в Шотландии. Какая бы из версий не была достоверной, неопровержимым остаётся тот факт, что первой появилась именно рождественско-новогодняя открытка, которая доныне пользуется популярностью.

В 1898 году русская Община Святой Евгении по акварельным рисункам известных петербуржских художников издала серию рождественских открыток. Это были не просто открытки, а произведения искусства, представлявшие таких художников как Маковский, Бенуа, Билибин, Бакст, Рерих и др. Среди этих художников особого внимания заслуживает Илья Репин. Им была подготовлена почтовая открытка «Запорожец», стилистически она мало напоминала именно праздничную почтовую карточку, однако по характеру изображения ее можно считать первой украинской открыткой.

В Австо-Венгерской империи открытка появилась как средство почтовой пересылки в 1869 году, и быстро приобрела популярность. В мировой филокартии период 1898—1918 гг. называют «золотым возрастом» открыток.

Хронологически воспроизвести все периоды появления и развития искусства рождественской открытки в Украине почти невозможно. Так, например, не сохранились украинские открытки периода 1895 — 1900-х годов. Однако, точно известно, что первым за дело создания открыток берется украинский художник Осип Курылас. Уже в начале 1901 года появляется им оформленная серия карточек, изданная Н. Джулинским, которая иллюстрирует церковные и народные песни.

Уже с 1902 года на западноукраинских землях появляются полноценные святочные открытки, нарисованные украинскими художниками.

В Украине в начале ХХ в. над созданием открыток к праздникам работало немало художников, предлагая интересные идеи по их художественному решению. Среди классиков вспомним имена Олены Кульчицкой, Святослава Гординского, Ярослава Пстрака, Антина Манастирского, Осипа Курыласа, Теодора Гриневича. Известны открытки и таких авторов, как Катерина Антонович, Мыкола Буович, Юрий Вовк, Оксана Глинская (Кичура), Иван Ижакевич, Владимир Кадулин, Василь Касиян, Гнат Колцуняк, Фотий Красицкий, Мирон Левицкий, Осип Бокшай, Василь Дядынюк. Среди художников, работавших в эмиграции известны имена творцов рождественских открыток таких как: Галина Мазепа, Эдвард Козак, Яков Гниздовский, Петро Андрусив и др.

Среди известных рождественских карточек Осипа Курыласа встречаем «Рождество Христово», «Святой вечер», «Колядники». В своих поздравительных открытках («Рождество Христово», «Вифлеемская Звезда», «Ангелы поют», «С Рождеством Христовым — будем здоровы», «Колядка «Просимо тя Царю...» и др.) Олена Кульчицкая использует фигурки ангелов, колокола, в её орнаментах прослеживается полностью сецессионная манера, которая была очень популярной в начале ХХ века. Отметим также, что эта художница создаёт свой неповторимый стиль рождественских открыток, который отличает её от других художников.

В творчестве Святослава Гординского известен целый цикл открыток «Украинские колядки», каждая открытка становится иллюстрацией к той или иной колядке, и дополненная яркими оригинальными растительными и анималистическими мотивами или геометрическими орнаментами.

Антин Манастырский в своих открытках использует образ маленького мальчика — казака, который на открытке «Слава во вишніх Богу» вместе с ангелами прославляет новорожденного Христа. Художник использует также тексты украинских колядок («Бо предвічний нам народився»), или просто образ Исусика в яслях («Веселих свят»), или сюжеты из Библии связаны с рождением Спасителя («Тріє царі, господарі...», «Рождество Христово», «Волхвы около колыбели Христа»).

Особенно популярной стала серия открыток львовского графика Мирона Левицкого. Его произведения «Рождество Христово», «Тріє царі несуть дари», «Коляда на Запоріжжі», «Просфора в староукраїнській хаті» наполнены украинским колоритом.

В 1912—1913 годах во Львове вышла серия рождественских открыток «Колядники», «В ночь перед Рождеством», «Праздничный вечер» по эскизам украинского живописца и графика Ярослава Пстрака.

В украинских открытках начала ХХ века самой популярной была тема Рождества, однако иногда встречаем мотивы новогодние и иорданские.

В начале ХХ в. праздничные открытки печатались в нескольких издательствах, в частности, в издательстве Якова Оренштайна, «Галицька накладня» в Коломые, львовских издательствах «Союзный базар», «Українська преса», «Видавництво артистичних карток Григорія Гануляка», «Русалка», «Сокільський базар», «Преса», «Зоря», «Українське мистецтво», «Українська преса», «Відродження», «Нова хата», «Тема», книжные магазины «Рідна школа», в общественной организации «Комітет допомоги вдовам і сиротам священників у Львові».

Особенно символическими были повстанческие рождественские открытки. В период Второй Мировой войны удалось наладить кустарный выпуск рождественских карточек. Их воспроизводили на печатных машинках, циклостиле или штампованием. Часто подпольные художники на бумаге раскрашивали акварелью узор или любой рисунок рождественского содержания и дополняли его поздравительным текстом. Выпуском открыток занимались Любомир Рихтицкий и Степан Голяш, Юрий Костив, Мирон Левицкий. Однако в условиях конспирации имена художников, как правило, не разглашались. Кроме рождественских мотивов на них были изображены украинские церкви, карпатские пейзажи, а также казаки, князья, повстанцы в образах Трех Царей с Востока или пастухов. Часто находим сочетание рождественской тематики и военного времени. Это могло быть изображение повстанцев, которые пришли колядовать в село. Или, например, символическая Святая вечеря в военной палатке.

К делу творения рождественских украинских открыток приобщились наши художники и в эмиграции, в частности, как мы уже вспоминали, Яков Гниздовский, Эдвард Козак, Петр Андрусив, Галина Мазепа и др. В них мы находим рядом с рождественскими мотивами, украинские пейзажи, воспоминания о борьбе ОУН-УПА, о Княжеской и Казацкой эпохе. Открытки не только напоминали украинцам за рубежом о родине, их также распространяли для сбора средств в поддержку борьбы за независимость Украины.

Возрождение рождественских открыток произошло с конца 1980-х годов. На открытку возвращаются сюжеты рождения Христа, изображения Церкви, Вифлеемской звезды, дидуха, колядников, семьи за Святой вечерей, украинских исторических персонажей, одним словом, всего того, что было запрещено в советский период.

Сегодня не всегда можно встретить качественно выполненную рождественскую украинскую открытку. Скорее популярные мотивы, яркие, изображающие украшения, елку, и, даже, сцену в вертепе с Исусиком в яслях, однако выполненную очень кичево.

Богатую мотивами и разнообразную по тематике украинскую открытку сегодня вытесняет коммерческая, представляющая, скорее рождественские традиции иностранных государств. А одиночные стилизации украинской рождественской традиции в открытках с мотивами ангелов, дидуха, вертепа, семьи за праздничным столом, несмотря на попытки талантливых художников, все же остаются на обочине.

Поэтому стоит сделать все возможное, чтобы популяризировать нашу украинскую открытку, ведь испокон веков она отражала актуальные события, и несла частицу украинской культуры не только на наши земли, но и за пределы нашего государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать