А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Что видели мои глаза

11 ноября, 2017 - 21:53

«Тайна Антуана Ватто» (оригинальное название — «Что видели мои глаза») — редкий фильм, сюжет которого построен вокруг определенных произведений живописи.

Главная героиня, Люси Одибер (Сильви Тестю) — студентка искусствоведческого факультета, подрабатывающая в полиграфическом магазине. Она одержима творчеством французского художника Антуана Ватто (1684-1721), точнее — фигурой женщины, всегда изображаемой на его полотнах со спины. Профессор Жан Дюссар (Жан-Пьер Мариэлль), курирующий ее исследования, сначала помогает, а затем противодействует своей подопечной. Для Люси всё еще более усложняется после знакомства и сближения с глухонемым мимом Винсентом (Джеймс Тьерри), таким же чудаком и затворником, как и она.

На первый взгляд, фильм организован вокруг озвученной прокатчиками «тайны Ватто»: Люси уверена, что женщина, стоящая спиной, — это одна и та же особа на всех холстах, и за этим кроется личная драма художника. Исследование перерастает в гибельную страсть: искусство противоречит жизни. Впрочем, это лишь верхний слой истории.

Намного интереснее интерпретационная составляющая: Люси и Дюссар по-своему объясняют те или иные работы, и это не лекции про Ватто, не изложение основ изобразительного искусства, а настоящий диалог с живописью, попытка наладить  особую смысловую оптику. Режиссер Лоран де Бартийя и сценарист Алан Росс плетут увлекательные кружева из фактов и собственных выдумок. Люси предполагает, что картины малоизвестного художника ХVІІІ века Оппенора, рисовавшего преимущественно актеров театра «Комеди Франсез», в действительности принадлежат кисти Ватто; последний из-за несчастной любви создал маску второстепенного живописца. Картины Оппенора начинают смывать, а под ними оказываются композиции Ватто.

Эта фантазия взращена на почве ХVІІІ века. Декоратор интерьеров Жиль-Мари Оппенор действительно жил во времена Ватто, именно он предложил в качестве формотворческого элемента причудливую изогнутую линию, которая получила название «рокайль» (что означает «дробленый камень» или «раковины»), а стиль, построенный на таких завитках, назвали «рококо»; однако Оппенор не нарисовал в жизни ни одной картины. С другой стороны, живопись мифического Ватто-Опенора, показанная в фильме, существует: ее автор — Клод Жило — и рисовал актеров, и был наставником Ватто. Исключение — лишь первый холст, которое Люси выкупает на аукционе: по признанию режиссера, его скомпоновали, опираясь на эскизы и завершенные работы Ватто.

Таким образом, у нас история о художнике, который, обладая исторически подтвержденным именем, был маской гения ХVІІІ века и рисовал полотна другого художника, реально существовавшего. Процесс решения этого ребуса приносит наслаждение, однако предпринятая де Бартийя и Россом реконструкция несуществующего прошлого представляется исторически точной по своему духу: ведь годы рококо были временем игры и фантазии, когда мир воистину представлял собою театр, и самые разнообразные иллюзии, маски, странные подмены составляли суть эпохи.

Дуэт исполнителей главных ролей иначе как исключительным не назовешь. Сильви Тестю работает в нервически-утонченном амплуа, при этом никогда не опрощаясь до мелодраматического надрыва; ее стихия — пограничные состояния, которые она умеет соединять с предельной трогательностью, даже детской непосредственностью. Джеймс Тьерри ее дополняет: он виртуозно отыгрывает весь эмоциональный спектр жестами и мимикой, его герой столь же хрупок и чувствителен, но более мягок. Так Люси-Тестю и Винсент-Тьерри образуют единое, хотя и противоречивое в себе целое, которое находится под постоянной угрозой в силу бытийной неприспособленности к внешнему миру.

Другой, очень важный персонаж - вне кадра. Щемящая, исполненная полутонов атмосфера, характеры Люси и Винсента — ранимых лицедеев — это Ватто как таковой. Отдельная заслуга режиссера именно в том, что он, не стилизуя ни один кадр под его картины, сделал всю «Тайну…» подобной им.

Еще один план значений как раз подчеркивается авторским названием: главный жест в фильме — всматривание; и это роднит его не с грубой конспирологией «Кода да Винчи», а с «Фотоувеличением» Антониони. Герой последнего, всматриваясь в сделанные им фото, обнаруживал там, в конечном итоге, целую историю, в результате фильм становился притчей об искусстве отображения, фиксации. «Что видели мои глаза» — о противоположном, об искусстве притворства, представления, о потайной природе гениальных обманщиков наподобие Ватто, которые исполняют свои партии более чем убедительно; и их ремесло, по-видимому, единственное, где стоит платить жизнью за обман как наивысшую правду.

***

Тайна Антуана Ватто / Что видели мои глаза / Ce que mes yeux ont vu (2007, Франция, 88`), режиссура: Лоран де Бартийя, сценарий: Алан Росс, оператор: Жан-Марк Сельва, актеры: Сильви Тестю, Жан-Пьер Марьель, Джеймс Тьери, Агата Дронне, Кристиан Милле; производство: Canal+, Cine Cinemas, Region Ile-de-France, Centre National de la Cinematographie.

 

Автор благодарит Владимира Давиденко (Нью-Йорк) за неоценимые советы в подготовке рецензии.

 

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments