Естественным правом является освобождаться от угнетения и трудиться, чтобы вернуть то, что несправедливостью и подавляющей силой забрали.
Пилип Орлик, гетман Украины (в изгнании) в 1710-1742 годах

Docudays: знай наших

В Киеве сейчас проходит фестиваль документального кино Docudays UA
25 марта, 2015 - 13:55
Docudays: знай наших

Конечно, они называют себя официально Международный фестиваль документального кино о правах человека, но понятно, что Docudays вырос в нормальный форум документалистики, а правозащитная тематика обеспечивает их финансовую состоятельность - просто на неигровой конкурс никто бы денег не дал - печальная история фестиваля «Контакт», зачахшего в течение трех лет, тому подтверждение.

Пусть я и посещаю Docudays фрагментарно, но увиденное позволяет мне утверждать, что сейчас это лучший фестиваль за все 12 лет его существования.

Просто даже на уровне материального обеспечения: тот же Дом кино переоформили с помощью огромных баннеров с символикой Docudays, которыми затянули все те неисправимо советские стены. Для прессы отделили отдельную лаунж-зону с цветными пуфиками, на которые можно рухнуть и пользоваться вай-фаем (а еще выдали очень классные сумки и блокноты с ручками - мелочь, но приятная), для детей вообще оборудовали отдельную комнату со всем необходимым. Как положено солидному мероприятию, Docudays проходит в трех кинотеатрах, в полудюжине залов, в том числе вечером в «Киеве» - что тоже дорогого стоит. Вход при этом все еще бесплатный. Публика оценила и ломится даже на дневные показы, а вечером очереди вообще начинаются едва ли не от входа в кинотеатр.

(Не удержусь от замечания на полях. Очевидно, такого наплыва не ожидали сами организаторы. Как назло, городские власти после поджога «Октября» решили перестраховаться и категорически запретили сидеть на полу или стоять в зале во время сеанса. В итоге те десятки жаждущих синефилов, которые охотно набивались на все хорошие фильмы, теперь остаются ни с чем. Причем тем, кто интересуется кино профессионально - то есть аккредитованным на фестивале критикам, режиссерам и т .д. – тоже попасть в зал не удается, возникает вопрос - а на черта эта аккредитация вообще нужна - на стенку повесить? Кроме того, запрет все равно не работает, все равно во время сеанса постоянно на полу или под стенками усаживается добрый десяток людей. Но дело даже не в этом. Конечно, это нормальная европейская практика. Ни на одном западном фестивале сидения-стояния вне мест в зале даже представить себе нельзя. Но, уважаемые (я сейчас не к организаторам Docudays обращаюсь), перед тем, как вводить европейские ограничения, обеспечьте европейские возможности. К тому запрету следовало бы добавить, например, нормальную сеть проката арт-хаусного и документального кино, чего у нас нет по определению. Или пару кинотеатров повторного фильма, которых нет тоже. А так подобные ограничения при отсутствии альтернатив выглядят издевательством).

Все, выплеснул раздражение, можно дальше о фестивале.

Главное, конечно - укомплектовали хорошую кинопрограмму. Каждый день - по одному-два мировых хита. Открывался фестиваль довольно провокационной работой «ДНР, или Причудливая история страны-самоделки» - снята британским режиссером Энтони Баттс и киевским продюсером Анной Дискант - о ней я написал отдельно. Отдельная радость - «Счастлив ли высокий человек» - документальная анимация, созданная Мишелем Гондри (то же, что «Наука сна», «Вечное сияние чистого разума») и посвященная выдающемуся американскому ученому-лингвисту Ноаму Хомскому. Нарисовано простенько, но изобретательно; насыщено и даже перенасыщено интеллектуально; некоторые противоречивые моменты из жизни Хомского он обходит - ничего не говорит о том, почему тот оказался в тюрьме, о его поездке к Пол Поту, в целом о его периоде радикальной революционной практики, не говоря уже о войне с Жижеком; но, в конце концов, цель стояла другая - врезать зрителю по мозгам, заставить его задуматься об истоках человеческой речи как таковой. Задача выполнена, и выполнена красиво. Рекомендуется к просмотру.

Выдающийся фильм из показанных на фестивале - это, безусловно, неигровая драма американо-датчанина Джошуа Оппенхаймера «Взгляд тишины», посвященная геноциду 1965 г. в Индонезии - продолжение его же сенсационного «Акта убийства» (2012). Об этом фильме тоже буду писать отдельно, а сейчас ограничусь парой слов: ничего лучше о каком-либо геноциде я не видел. Более того, фильм (главный признак великого кино) выходит за рамки заявленной темы, имеет в себе огромную силу художественного обобщения. Оппенхаймер создал, по его же словам, поэму, посвященную тишине - причем тишине во всех смыслах - от молчания собеседников в кадре до замалчивания ужасной трагедии, случившейся когда-то. Жаль, что прокатные перспективы «Взгляда тишины» в Украине почти нулевые. Между тем его просто необходимо посмотреть, особенно нам, в нашей нынешней украинской ситуации.

Из шведского фильма «Прихиппованные» (Карл Хавер) я в очередной раз узнал, что земля круглая, то есть ничего нового в мире нет. Вот, например, фото: лохматый бородатый парень в джинсах и жилетке на голое тело, с сандалиями на ногах и гитарой на коленях сидит на ступеньке автомобиля. Каким годом такая фотография могла бы быть датирована? 1967? Фигушки. 1903! Оказалось, что таким образом одетая публика - вегетарианцы, бессребреники, бродяги и поклонники свободной любви с набитыми духовностью головами - существовала в Европе в 1900 (!) году. Подобные им быстро завелись в Америке, только называли их тогда не хиппи, а «реформаторы». Так что встретить волосатого с гитарой в Калифорнии можно было уже тогда. Затем, через 60 лет, это стало модным, вот и все.

«Прихиппованные», собственно, и рассказывает об одной такой протохипповской коммуне. В 1900 году они в Швейцарии основали целый санаторий, в котором, кажется, побывали все тогдашние гении - от Юнга с Троцким до Ремарка с Гессе.

А я, наивный, когда в 1990-ом волосы отпустил, думал, что делаю ого-го какую революцию.

А самый приятный сюрприз этого фестиваля - украинское кино. Во-первых, его много. Во-вторых, некоторые из этих фильмов сами по себе выдерживают конкуренцию с мировыми хитами. Например, вчера наш зритель наконец увидел «Все пылает» (совместный дебют Александра Течинского, Алексея Солодунова, Дмитрия Стойкова), в прошлом году отмеченный призом как лучший восточноевропейский фильм на авторитетном фестивале документального кино и анимации в Лейпциге. С моей точки зрения, «Все пылает» вместе с «Майданом» Лозницы - лучшее кинематографическое высказывание о революции. О нем тоже выскажусь отдельно, а читателям скажу - спешите видеть, потому что в отличие от вышеупомянутых лент «Все пылает» выходит в прокат с 26 марта (в частности в «Киеве» и в «Синема-Сити»).

Только этим фильмом дело не ограничивается. Выходец из Киева, ныне житель Нью-Йорка Андрей Загданский привез ленту «Вагрич и черный квадрат» (США - Украина) - качественное художественно-биографическое исследование, которое, по сути, открывает нам необычного художника украинского происхождения Вагрича Бахчаняна.

Я знал, что Екатерина Горностай не промажет, так оно и вышло. Она является одним из самых талантливых режиссеров, которые в той или иной форме работали с «Вавилоном 13» - сняла во время революции замечательные новеллы «Зубы Ленина» и «Мирный протест Маши». Ее новая среднеметражная работа «Везде Майдан» касается революции только как повода, чтобы рассказать немного другую историю. Екатерина отслеживает жизни нескольких своих друзей, захватывает их в самых разнообразных ситуациях - схватки и демонстрации, вылазка на природу, свадьбы, танцы, камера дрожит и суетится, но из этих на первый взгляд хаотических дневниковых заметок состоит полноценный импрессионистический рассказ - лирический эскиз времени.

«Вальс Алчевск» Вадима Илькова тоже тяготеет к форме заметок, но в совершенно иной форме. Вадим показывает осуществление культурной авантюры - поездку смешанной группы украинских и белорусских мастеров (Сергей Жадан, Алексей Ворсоба, Влад Креймер и Ольга Михайлюк) на Донбасс в мае 2014 года для осуществления в заброшенной усадьбе под Алчевском музыкально-литературно-выставочного проекта «Разделительные». Фильму немного вредят чрезмерная эстетизация и драматургическая размытость, но общая культура кадра, умение режиссера выхватывать хорошие моментальные сценки на маргиналиях, работать с музыкой и держать ритм эти недостатки вполне компенсируют.

Продолжение следует.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ