Музыка - почти единственное, что еще не стало для людей яблоком раздора.
Рэй Чарльз, американский певец, музыкант, один из самых известных в мире исполнителей джаза

Коридор Фуллера

11 августа, 2017 - 14:56

Сюжет фильма Сэмюэла Фуллера «Шоковый коридор» иначе как жутким не назовешь: репортер криминальной хроники, стремясь получить Пулитцеровскую премию, проводит расследование убийства пациента психиатрической больницы и, чтобы попасть туда, имитирует безумие. В конце концов, симуляция становится реальностью, мнимый больной впадает в настоящую шизофреническую кататонию.

Не знаю, как бы я воспринял этот фильм, будучи менее опытным зрителем. Для меня, приученного к минималистичной режиссуре последнего десятилетия, «Шоковый коридор» сначала показался в чем-то чрезмерным, а в чем-то - наивным. Слишком бурно играют актеры, много мелодраматических сцен, прямолинейных режиссерских приемов, слишком близки к стереотипу смешного дурачка некоторые персонажи. Сначала вообще было непонятно, почему Фуллера боготворили все киноноваторы мира, почему «Коридор» считается едва ли не лучшей его работой.

Но, несмотря на первое впечатление, фильм остается в сознании, время от времени напоминая о себе, словно блуждающее по организму инородное тело: один из признаков великой картины.

Великие картины - это прежде всего отдельные великие кадры, считанные эпизоды, которые, однако, меняют историю киноискусства как такового. В «Коридоре» больше всего поражают три сцены.

Кэти, подружка главного героя, танцует стриптиз на сцене варьете, исполняя песню о кукушке. Визуально акцентированы сугубо фетишистские детали: роскошный боа из перьев, длинные ноги в туфлях на высоких каблуках, но вдруг камера срывается в закулисную жизнь: подружки Кэти перед зеркалами в гримерной, рабочие с реквизитом, все под ту же странную песенку - такой монтажный «сбой» превращает весь номер в безумное по-своему зрелище.

Чернокожий оратор, один из пациентов, надев ку-клукс-клановский колпак, призывает к расправе с афроамериканцами и дальше во главе толпы набрасывается на соплеменника.

Наконец, потрясающий образ окончательно разрушенного сознания: тот же коридор, посредине которого под ливнем и молниями корчится и взывает к небесам главный герой, совсем потерявший разум, дождь вырывается за все границы, это уже не дождь, а необъятные цветные водопады (а фильм в основном черно-белый) - равных по силе сцен безумия в кинематографе не припомню.

На самом деле каждая история болезни здесь - это также история США, и, в определенном смысле, история человечества. «Шоковый коридор» вполне можно назвать высокой трагедией - в одном ряду с «Эдипом» Софокла. И там, и там герой не умирает физически, но стремление к познанию истины превращается в саморазрушительный поединок с судьбой.

Тот самый дождь пролился в тайных комнатах «Сталкера» Андрея Тарковского. Острохарактерные пациенты и мрачные санитары перекочевали в «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Странные девушки продолжили петь в мистериях Дэвида Линча. Идеями только одного своего фильма Фуллер продолжает вдохновлять новые и новые поколения режиссеров. Одно останется непревзойденным и невоспроизводимым: обезумевший коридор, в который человечество все время пытается загнать само себя.

***

Шоковый коридор / Shock Corridor (1963, США, 101`), режиссура, сценарий: Сэмюэл Фуллер, в ролях : Питер Брек, Констанс Тауэрс, Джин Эванс, Джеймс Бест, оператор: Стэнли Кортес, производство:  Allied Artists Pictures Corporation, Leon Fromkess-Sam Firks Productions.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments