Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Очарование синергии: Драгоманов и Ушкалов

26 июня, 10:40

Фейсбук напоминает, что 13 августа 2015 года я, бродя по болгарской столице Софии, совершенно случайно наткнулся на старый дом с мемориальной доской Михаилу Драгоманову. Помню, что от неожиданной находки меня начал мучить один крамольный вопрос: а кто же такой Драгоманов?

То есть я, конечно, помнил, что это историк, политический деятель, литературовед, громадовец, дядя Леси Украинки, оппозиционер, которому пришлось бежать в эмиграцию (в том числе и в Софию), выдающаяся фигура в нашей истории. Но конкретно ответить на простой вопрос «Чем именно выдающийся?» я не мог. Какой его важнейший поступок, важнейшая книга, незабываемая цитата?

Именем Драгоманова назван университет в Киеве, многие улицы по всей стране, фамилия его общеизвестна. Но действительно - чем именно этот человек так примечателен? Тогда, на жаркой болгарской улице, я четкого ответа себе так и не дал. Просто потому, что мало знал о Драгоманове, читал много текстов, в которых он вскользь упоминается или ссылаются на его труды, но самих его книг не штудировал.

Именно поэтому меня так удивило, когда в прошлом году я увидел анонс издательства «Дух і Літера» об издании основательной книги профессора Леонида Ушкалова о Михаиле Драгоманове в знаковой биографической серии «Постаті культури». Пан Ушкалов, который, к сожалению, так рано покинул этот мир в прошлом году, был первостепенным литературоведом, тонким знатоком барокко, Сковороды и Шевченко, человеком, который очень глубоко чувствовала литературу. И книга «Чарівність енергії: Михайло Драгоманов» стала последней в его достоянии.

Уже только этот вопрос: почему Леонид Ушкалов решил потратить годы своей жизни на исследование жизни и взглядов человека, который был кем угодно, но все же не писателем, - привлекает внимание к этой 600-страничной публикации. Это по меньшей мере странно, когда литературовед берется исследовать не литературу и писателей, а общественного деятеля, философа, революционера, фольклориста, эмигранта; естественнее было бы, если бы такую биографию написал историк. Отчасти именно из-за этой интриги и главным образом из-за интереса к личности Драгоманова я и взялся за эту книгу.

Да, Леонид Ушкалов не дает четкого ответа на вопрос - кем же был Драгоманов. Он не говорит, что наибольший вклад Михаила Петровича был в историю или философию, фольклористику или политическую публицистику, - Ушкалов описывает Драгоманова прежде всего как человека. А уже через эту призму - описывает и эпоху и те обстоятельства, в которых зарождалось украинство. По сути, это биография того времени, когда отцы-основатели формулировали «что такое Украина и кто такие украинцы» для себя и будущих поколений. И одним из важнейших таких основателей и был Драгоманов: именно поэтому так трудно свести его к одной роли (философа, политика, историка, фольклориста). Михаил Драгоманов был первым украинским публичным интеллектуалом европейского образца.

Дело в том, что на том зачаточном этапе украинство было настолько слабым и угнетенным, настолько увязшим в московских и австрийских политических процессах, что нужен был действительно мыслитель-великан, который бы быстро и качественно давал ответы на все вызовы времени. Драгоманов - мультиинструменталист: когда надо защищать исторические вопросы, он решительно вступал в дискуссию, когда просили написать анализ произведений Шевченко - брался и за это, возникала потребность исследовать исторические думы и песни - Михаил Петрович посвящал этому десятилетия, написать статью и вступить в полемику на философскую или острополитическую тему - это он делал почти каждый день, даже за географию брался! По количеству сделанного и разнообразию сфер труда Драгоманова в нашей культуре можно сравнить разве что с Франко.

Собственно говоря, об этом и пишет Леонид Ушкалов. Начиная с детства, истории рода, локальных гадячских рассказов, обучения и важнейших книг, социального фона - переходя в эпоху зрелости и профессорства, членства в «Старій Громаді» и работы на украинские цели, участия в социалистических движениях и вынужденной эмиграции, сотрудничества с российскими революционными кругами и жизни в Женеве, Вене, Париже и Софии. Профессор Ушкалов рисует очень подробный и точный портрет Драгоманова, тщательно описывает его будни вплоть до рациона, распорядка дня и заработков, цитирует множество писем и упоминает тысячи фамилий.

Если эту книгу и можно в чем-то упрекнуть, то только в ее слишком насыщенной информативности. Нужно ли было аж столько пространных цитат из переписки, столько дат (даже почасово!) и фамилий (еще и, к сожалению, без алфавитного указателя, но это уже вопрос к издательству), такая бесконечность фактов? Риторический вопрос. С другой стороны, можно понять и исследователя: когда ты годами скрупулезно собирал эти факты по крупицам, то жаль их потом не использовать - если не запомнятся читателю массовому, то хотя бы специалистам и будущим исследователям будет от того польза. И в итоге мы имеем полную и тщательную биографию Михаила Драгоманова. Титанический труд, достойный целого института, а не одного исследователя!

Пусть иллюстрацией к важности этой книги станет тот факт, что в открытых источниках (например, в Википедии) дата смерти Драгоманова приведена как 20 июня (2 июля по новому стилю) 1895 года, тогда как Леонид Ушкалов утверждает: на самом деле речь о 8 июня (20 июня по новому стилю)! Вроде мелочь, но как точно она подчеркивает, что мы все знаем фамилию Драгоманова, но на самом деле крайне мало знаем о нем самом и его подвижническом труде.

Кстати, именно на этой неделе исполнилось 125 лет со дня смерти Михаила Петровича Драгоманова. Это хороший повод почитать блестящую книгу Леонида Ушкалова и открыть для себя эти знаковые фигуры заново. Ведь речь об «очаровании синергии»: рассказывая нам о Драгоманове, Ушкалов рассказывает и о себе, сфере своих интересов и многолетнем труде, ставшем лебединой песней его жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать