Музыка - почти единственное, что еще не стало для людей яблоком раздора.
Рэй Чарльз, американский певец, музыкант, один из самых известных в мире исполнителей джаза

Петля

31 марта, 2017 - 22:35

Телерепортер Дэвид Лок (Джек Николсон), выдающий себя за странствующего бизнесмена Дэвида Робертсона, остается в одиночестве в небольшом отеле “Глория” на окраине испанского городка. Он раздвигает шторы, закуривает сигарету, ложится навзничь на кровать. Все дальнейшие события фиксируются одним кадром продолжительностью более 6 минут, без монтажных склеек. Дэвид некоторое время курит, потом переворачивается на живот, после чего камера выпускает его из поля зрения до конца эпизода, вместо этого сосредотачиваясь на виде за зарешеченным окном комнаты. На запыленном, залитом солнцем дворе, под далекой стеной с рядом арочных ниш сидит старик на лавке. Из красноватых дверей к нему выходит работник, что-то ставит рядом и идет назад. Потом появляется черно-белый пес. Приближается такси. Разворачивается и отъезжает налево. С правой стороны, где вход в отель, медленно входит безымянная Девушка (Мария Шнайдер), которой Дэвид велел оставить его: вероятно, она и вызвала такси. Еле слышна труба: кто-то упражняется в традиционной испанской музыке. Девушка бродит по двору. Такси пересекает двор за ее спиной, слева направо. Также слева вбегает мальчик в джинсах и красной футболке. Останавливается, по-хозяйски расставив руки. Бросает камни в собаку. Старик кричит на мальчишку, тот огрызается, выбегает из кадра навстречу белому автомобилю. Из машины, остановившейся на среднем плане, выходят двое в костюмах – африканец и европеец. Чернокожий, перекинувшись несколькими словами с напарником, спешит ко входу в гостиницу, проведя взглядом девочку в красной блузке, темной юбке и красных туфельках, пробежавшую рядом с ним. Трубу сменил колокольный звон. Автомобиль сдает влево. Слышно, как хлопнули двери. Старик играет с собакой. Напарник африканца заглядывает в окно, намерен уже возвращаться в машину, но замечает Девушку, завязав беседу, уводит ее вглубь двора, после чего уходит к автомобилю. Колокола затихли, щебечут птицы. Треск мотора, возможно, мотоцикла или мопеда. Девушка на дальнем плане разговаривает со стариком. Опять звучит труба. Стук дверей. Белый автомобиль быстро проезжает ко входу в отель. Девушка оставляет своего собеседника, что-то за кадром приковывает ее внимание; воет сирена, вдалеке кричат на испанском. В этот момент камера выскальзывает сквозь решетку наружу и следует за событиями. Справа врывается полицейская машина, закладывает вираж и останавливается около группы детей. Один полицейский перехватывает детей, другой на ходу бросает Девушке пару слов и направляется дальше, чтобы прогнать такси, прибывшее ранее. Девушка почти бежит к отелю, ей перерезает путь еще одна машина, из которой выходят Рейчел, жена Дэвида Лока, и несколько полицейских. Пока они расспрашивают хозяина гостиницы, где комната мистера Робертсона, Девушка уже пытается безуспешно открыть его дверь. Камера, на мгновение выхватив патрульного, разгоняющего любопытных, движется вдоль белой, залитой солнцем гостиничной стены и останавливается около окна: Дэвид лежит навзничь на кровати, уже мертвый. Открываются двери, входят обе женщины, хозяин и детектив, который спрашивает у Рейчел: “Это Дэвид Робертсон? Вы его узнаете?” Она, опустившись на колени у кровати, рассматривает погибшего и отвечает: “Я с ним незнакома”, после чего встает и отступает к дверям. Детектив повторяет вопрос: “Вы узнаете его?” Девушка (Шнайдер), оставаясь у порога, подтверждает: “Да”.

Началось с того, что Дэвид Лок, пребывая в охваченной войной африканской стране, нашел своего соседа по гостинице, торговца оружием Дэвида Альфреда Робертсона, мертвым. Лок взял его документы, назвался его именем, гостиничную администрацию известил о собственной смерти. Под новым именем Лок приходит на встречи с клиентами Робертсона, ездит по городам, отмеченным в его блокноте. В Барселоне знакомится с Девушкой. Его как Робертсона начинают преследовать агенты правительства той страны, куда он продает оружие для повстанцев, а также, по требованию жены Лока, - испанская полиция. Развязка настает в “Глории”.

Отличия между Локом и Робертсоном определяют драматургию. Не очень успешный профессионально и несчастливый в супружеской жизни журналист берет себе имя и судьбу идеалистичного торговца оружием – ведь эмиссары Объединенного фронта подтверждают, что Робертсон, в отличие от остальных поставщиков, искренне верил в цель восстания.

Кризис Лока – равнодушие взгляда. Он снимает уникальный материал, но не пытается вникнуть в суть событий, не задает лишних вопросов, даже вопросов по сути. Стать Робертсоном означает переменить не только судьбу, но и ракурс. Последней сцене предшествует длительный разговор Дэвида и Девушки в комнате, начинающийся его вопросом: “Что ты видишь?” (она описывает, глядя в окно, старуху, человека, который чешет шею, мальчика, бросающего камни, пыль). Далее речь о “формах, которые мы принимаем”, о слепом, покончившего с собой после того, как ему вернули зрение в 40 лет, ибо картина мира оказалась совсем иной, нежели он ожидал. И вот после этого мы наблюдаем панораму, в которой разыгрывается финал целой жизни.

Сам эпизод четко разделен на две части: до и после убийства. Закадровая смерть Дэвида активизирует кадр, ведь камера начинает свое зоркое скольжение именно тогда, когда агенты в костюмах и их автомобиль покидают поле зрения: очевидно, дело сделано, предполагаемый торговец оружием убит. И далее камера пребывает на уровне человеческого роста.

Это движение, начавшееся после смерти, можно назвать слепотой наоборот. Никто не видит идущего за остальными, зато этот идеальный свидетель видит и слышит все, не пропуская ни единой подробности происшествия. Эта незримая сущность – освобожденный гений Дэвида, это то, чем Дэвид стал. Он наконец начал видеть по-настоящему, обретя себя в вечном круге визуального возвращения.

__________

Профессия: репортер / Professione: reporter (1975, Италия-Испания-Франция, 126`), режиссура: Микеланджело Антониони, сценарий: Марк Пеплоу, Питер Уоллен, Микеланджело Антониони, по рассказу Марка Пеплоу, оператор: Лючиано Товоли, актеры: Джек Николсон, Мария Шнайдер, Дженни Рунакр, Ян Хендри, Чак Малвегилл, производство: Compagnia Cinematografica Champion, CIPI Cinematografica S.A., Les Films Concordia.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments