Музыка - почти единственное, что еще не стало для людей яблоком раздора.
Рэй Чарльз, американский певец, музыкант, один из самых известных в мире исполнителей джаза

Вечное отражение

15 декабря, 2017 - 22:03
Фото предоставлено автором

Французский режиссер Франсуа Озона — не из лидеров авторского кино: он для этого слишком легок, если не легкомыслен. Его попытки делать драматические фильмы не назовешь удачными, с другой стороны, и чистым развлекателем он не был.

Можно сказать так: Озон умеет развлекать, но делает это с допустимыми включениями грусти либо мизантропии. Его полнометражный дебют, черная комедия «Ситком» («Крысятник») — запоминающаяся пародия на семейные сериалы, а самая известная работа — мюзикл «8 женщин» с Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Эммануэль Беар — яркое, блистательное зрелище, которое, тем не менее, заканчивается достаточно печально.

Тем не менее, «Молода и прекрасна» действительно близка к высокой драме.

Содержание соответствует названию. От главной героини, 17-летней Изабель, глаз не оторвать. Она из обеспеченной семьи. Учится в Сорбонне, на филологии. Читает хорошие книги. В стандартной завязке, на морском курорте, переступает порог невинности с малознакомым немецким юношей. А вернувшись в Париж, она регистрируется на сайте знакомств и начинает встречаться с пожилыми мужчинами — за деньги.

Первая ассоциация — конечно же, классическая «Дневная красавица» Луиса Бунюэля. Впрочем, тайная жизнь Изабель раскрывается уже в середине фильма, и в целом обе картины слишком разные. Единственная важная общая черта — видимое отсутствие мотивов, закрытость обеих героинь.

Исполнительница роли Изабель — бывшая модель Марина Вакт — не просто красива, но имеет несомненный актерский дар. Создаваемый ею характер мерцает разными, иногда взаимоисключающими оттенками. В один момент Изабель-Вакт отстраненна, почти жестока, в другой — очень уязвима. Кто-то заворожен меланхолией в ее глазах, но когда она откровенничает с отчимом (Фредерик Пьеро), то преображается во взрослую соблазнительницу, что придает всему эпизоду довольно тревожный оттенок. Она совершенно по-подростковому влюбляет в себя сокурсника на вечеринке и без малейшего усилия порывает с ним. Единственный раз она по-настоящему проявляет чувства только после смерти одного из ее постоянных клиентов прямо в постели. И даже тогда Озон держит дистанцию, оставляет пространство для неясности: объект желания должен быть смутным и оттого постоянно манящим.

Линия тайны набирает силу и сгущается до потрясающего и неожиданного финала, когда на встречу с Изабель приходит жена одного из клиентов — седая и строгая Алиса в исполнении Шарлотты Рэмплинг (она уже играла у Озона в «Бассейне», 2003). Это — одновременно и развязка, и кульминация. Две женщины смотрят друг на друга с разных сторон опыта — и каждая находит свой ответ.

Изабель просыпается в пустом гостиничном номере, там, где она узнала, насколько близки желание и смерть, просыпается отражением в зеркале — и видит только себя. Себя и никого больше. Молодую и прекрасную. Вечное отражение, милосердно сошедшее в жизнь.

***

Молода и прекрасна / Jeune et Jolie (2013, Франция, 93`),  режиссура, сценарий: Франсуа Озон, оператор: Паскаль Марти, актеры: Марина Вакт, Жеральдин Пайя, Фредерик Пьеро,  Фантен Рава,  Йохан Лейзен, Шарлотта Рэмплинг; производство: Mandarin Films, Mars Distribution, France 2 Cinéma, FOZ.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments