Родина - это не кто-то и где-то, Я - тоже родина.
Иван Светличный, украинский литературовед, языковед, литературный критик, поэт, переводчик, деятель украинского движения сопротивления 1960-1970-х годов, репрессирован

Бачили очі, що купували

5 сентября, 2016 - 15:21

Самый странный мой опыт наемного работника приходится на первый год пребывания в Киеве. Это был секс по телефону. Тогда, в конце 90-х, эти службы так еще не назывались. Использовался эвфемизм: чат-лайн. На самом деле это и были телефонные чаты для тех, у кого было свободное время, большие деньги и огромное одиночество. На практике эта экстравагантная работа оказалась нечеловечески скучной. Существовало четыре прописанных по репликам сценария. И уже где-то на второй минуте разговора с человеком было ясно, какой из них следует применить. Отклоняться от выбранного сценария оператор права не имела.

Деформированное сознание гуманитария в этот момент не может не активизировать представление о четырех базовых сюжетах мирового искусства. Борхес их описал, кроме всех прочих. Самоубийство бога — раз. Война — два. Возвращение типа Одиссеи — три. Поиск типа аргонавтов — четыре. В конце концов, если вспомните свое очень личное прошлое, то поверите службам «чат-лайна»: какое из эротически-любовных приключений не соответствует в конце концов одной из этих историй?

Однако вывод еще более очевиден. Все самое интимное и очень личное в нашей жизни подлежит четкой стандартизации. И только так оно нами переживается — как сценарий. Человеческое воображение крайне ограничено: все, как у людей или точно наоборот. Протокол или принципиальный от него отказ — вот и весь выбор.

Да, я говорю о готовых сценариях. И о правильных выводах.

Когда после десятков лет брака полюбовно расстаются двое, которые устали быть глянцевой картинкой «идеальных супругов». Когда непримиримые чайлдфри рожают здорового счастливого ребенка. Когда успешный человек радикально меняет профессию, отказываясь от выстроенной карьеры. Когда пропагандист (ка) свободной любви живет в традиционном браке в уютном домике за городом. Я искренне горжусь ими и счастлива за этих людей. Они решились на то, чтобы в середине спектакля изменить спущенный сверху сценарий. Даже если эти достижения одновременно будут означать определенную утрату.

Аргонавты забыли о поиске руна. Одиссей женился на нимфе Калипсо. Елена ушла в монастырь. В Назарете прожил долгую жизнь искусный плотник ... Какой тут правильный вывод? Как говорит мой любимый киношный персонаж Drop Dead Fred: «Если что-то плохо работает, лучше сразу сломать». Парнишка не слишком умный, но с ним не соскучишься.

Вспомнила сюжет из старой несмешной комедии. Женщина выжила в авиакатастрофе, написала об этом книгу и теперь гастролирует с курсом лекций о своем уникальном опыте. Крайне раздраженные ею герои в конце концов взорвутся: «Ты ничего стоящего не сделала!!! Ты просто выжила в авиакатастрофе!!! »... Эксклюзивные опыты, отклонения от протокола — штука очень надменная. По-человечески понятно чувство, когда боль от ломки сценария должна быть чем-то сбалансированным. Если «все-как-у-людей» для того — хорошо, то «что-то-особенное» — просто прекрасно. Я пережил нечто, другим недоступное. И я очень собой горжусь. Я смог! Даже если просто опередил во времени своих сверстников.

Я родила ребенка в пятнадцать лет (поверь, ей будет о чем рассказать психотерапевту).

Я поборол рак (цени свое разумное тело).

Я пережила смерть близкого человека (всех нас это ждет, если уже не).

Я выжила в страшной аварии, живу теперь с физической болью (искренне тебе сочувствую).

Я выжил после попытки самоубийства, живу теперь с физической болью (ты дебил).

Почти все протоколы, которые сопровождают значимые жизненные события — рождение, смерть, свадьба, роды; их называют ритуалами перехода, в них всех без исключения задействована вода. Всякое новое, что впускают в мир, требует немедленного очищения. Все новое угрожает гармонии и порядку (ладно, не порядку, но как минимум равновесию жизни), то оно должно посильнее интегрироваться в уже имеющийся порядок. А равновесие — это всегда следование готовым сценариям: живи как положено, живи как правильно. И можешь себе тихо и болезненно мечтать, как однажды ты освободишься, соберешь в рюкзак любимые книги, поселишься в заброшенной горной хижине и будешь в ясные дни летать над Карпатами на дельтаплане.

А из секса по телефону меня уволили, кстати. Пару недель, пока я работала, мне каждую ночь повадился звонить чувак, разговор с которым выходил все время на один и тот же сценарий. В нем у меня было только первые несколько реплик, дальше — все его плаксивые монологи. Вот однажды я и не выдержала: очень непрофессионально порекомендовала ему оставить меня в покое. Ведь, как удачно пошутили Ильф и Петров, актерам почему-то очень не нравится, когда их убивают в первом действии пятиактной драмы.

Эксклюзивные опыты, которые внешне выбиваются из четырех базовых сюжетов, они, по сути, свидетельствуют о человеческом, которое плохо адаптировалось к нормальному, функциональному миру. Вместо этого хорошо разбирается в опасных ситуациях. Уж слишком человеческое ... А может быть, все просто сводится к одному сценарию? К тому, в котором ты, если не выиграл, то проиграл?

Я делаю правильный вывод. С понедельника начну новую жизнь ... Нет, лучше с первого числа ... Тогда уже с нового года ... Но это уже окончательно!

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments