Когда взвешивается судьба нации, история не отличает между нейтральными трусов.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, теоретик украинского консерватизма

Быть европейцами

Евроинтеграция - это обязанность каждого гражданина, но в первую очередь - государства
26 апреля, 2018 - 14:36

Уничтожение лагеря ромов на Лысой горе в Киеве возмутило общественное мнение. Прогнозируемо все свелось к разделению людей с диаметрально противоположными взглядами.

Как оказалось, тема ромов очень болезненна для украинского общества. Более того, есть и конкретные причины, почему так произошло.

Вот, например, когда я провела микро-опрос среди круга близких мне людей, то оказалось, что один на днях буквально отбил женщину от группы цыган, которые пытались ее ограбить в районе Шулявки в Киеве. Другого человека вообще в детстве почти украли цыгане! То есть они все-таки украли, но неравнодушные жители киевской Чоколовки успели вовремя вмешаться и вернуть белокурого и голубоглазого мальчика к маме. А вот о третьем человеке я давно знаю, что он некоторое время в детстве дружил с цыганской девочкой и даже жил почти в таборе, поэтому я у него уже ничего не спрашивала.

Ромы с давних времен являются частью украинской действительности. Но ни общество, ни государство не научились даже не жить вместе - существовать рядом.

У меня нет статистики относительно правонарушений гражданами различных национальностей. Более того, я считаю, что ее и быть не может. В частности, я не понимаю, почему, например, грузинская община не возмущается, когда правоохранители все время делают упор на национальной принадлежности «воров в законе» или членов банд. Соответственно, «ромская преступность», в принципе, тоже должна быть просто «преступностью», но она должна и наказываться, и предупреждаться. Впрочем, с профилактикой правонарушений, как и с раскрытием мелких преступлений в нашей стране, как мы знаем, все не очень хорошо. И этот факт недоработки правоохранительных органов и является главной причиной возмущения граждан.

Граждане, которые выступают за разгон табора ромов, считают жителей этого поселения потенциальными преступниками, боятся их, и радуются, когда кто-то демонстрирует готовность защитить правопорядок и общественную безопасность.

Но одновременно боятся и другие граждане, которые ожидают, что после ромов неравнодушная общественность обратит внимание на других иных - ЛГБТ, феминисток, людей с другим цветом кожи - и бросится и их прогонять...

Именно эти слои населения и спорят в последнее время по поводу как событий на Лысой горе, так и цыганского вопроса в целом.

Впрочем, на самом деле эта дискуссия у нас вообще не должна была возникать... если мы действительно хотим интегрироваться в Европу.

Государство, которое поставило себе цель стать европейским не только в географическом, но и в политическом, общественном и всех остальных измерениях, должно в первую очередь научиться выполнять функции государства по европейским нормам и стандартам. Справляется ли оно с этой задачей? Не особо. Но если государственные институты не выполняют свои обязанности по защите граждан, граждане начинают пытаться защитить себя сами - так, как умеют. Конечно, это не европейская практика, но что делать, когда правоохранители, мягко говоря, недорабатывают, спросите вы?

Ответ будет не очень приятный для многих соотечественников. Дело в том, что, если украинское общество действительно хочет быть частью европейского сообщества, оно - в целом и каждый отдельный гражданин - должно абсорбировать абсолютно все текущие европейские ценности. Это абсолютный, неоспоримый факт. И начинать надо с себя, параллельно, безусловно, изменяя и государство.

Даже в странах, которые только являются кандидатами на членство в Европейском Союзе, отношение к цыганам кардинально отличается от нашего.

В Черногории, кандидате №1 на вступление в ЕС, проблем с цыганами не меньше, чем у нас. Достаточно посетить цыганский табор\поселение у городской свалки в черногорской столице Подгорице или пройтись в курортный сезон по Котору, буквально обиваясь от «попрошаек». Но черногорцы реагируют на все это безобразие очень спокойно. Они признают право ромов на свою жизнь - такую, которую они сами выбрали. Вместе с тем они уверены, что в случае правонарушений их точно защитит местная полиция - иначе и быть не может. Вот эта уверенность в защищенности со стороны государства является основой толерантного отношения со стороны общества к цыганским общинам. Но так же важно настроение общества на признание права на существование явлений, которые тебя лично невероятно возмущают. В результате, например, в Черногории политические цыганские организации очень влиятельны и уважаемы.

А еще в Подгорице регулярно проходят ЛГБТ-парады - без какого-либо инцидента.

А в другой стране, с еще более консервативным обществом, - Хорватии - парламент, где большинство является право (!) центристским, недавно ратифицировал контраверсионную Стамбульскую конвенцию. Потому что это - европейские ценности.

Европейские ценности могут нас раздражать, возмущать, злить, но других пока просто не существует. Для того, чтобы Украина стала действительно современной европейской страной, мы, большинство из нас, должны стать современными европейцами - ментально, культурно, социально... Если мы этого не сделаем, то так и останемся на перепутье миров или вообще вернемся в другой геополитический лагерь. В котором мы были до Евромайдана.

 

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments