Родина - это не кто-то и где-то, Я - тоже родина.
Иван Светличный, украинский литературовед, языковед, литературный критик, поэт, переводчик, деятель украинского движения сопротивления 1960-1970-х годов, репрессирован

Гелотофобия

«19–25.01.2018»
25 января, 2018 - 19:30

...Он что-то задумал.

Он лишь отдохнуть прикорнул.

И я обращаюсь

к правительству нашему

с просьбою:удвоить, утроить

у этой стены караул,

чтоб Сталин не встал,

и со Сталиным — прошлое...

Евгений Евтушенко, «Наследники Сталина».

Знаете, а ведь фильм «Смерть Сталина» на самом деле есть за что запретить и в России, и даже у нас, в Украине (не подумайте только что я за этот запрет ратую, но нашим запретителям подчас хватало и не такого). Как трудно представить себе комедию на тему, скажем, Холокоста, так и один из самых темных периодов истории русского, украинского и еще десятков других народов, кажется, совсем не располагает к безбашенному юмору. Сошлись в своем решении Министерство культуры России на десятки миллионов замученных, умерших от голода, пыток, расстрелянных или сгноенных в лагерях, и многим из ныне его критикующих, трудно было бы хоть что-то на него возразить.

Признаться, предыдущая попытка кинематографистов снять комедию-фарс на тему Сталина не была смешной даже хотя бы отчасти. Несмотря на Дэвида Суше в роли Берии, «Красный монарх», снятый по мотивам рассказов перебежчика Юрия Кроткова, вышел натужным, и весь этот юмор-на-крови британского телефильма 1983 года вызвал у меня в свое время разве что недоумение. — Ну да, это, наверное, может показаться забавным... тем, кто сам или чьи родные и близкие через это не прошли. Впрочем, в отличие от этой первой попытки, «Смерть Сталина» снят по комиксам и, как всякий комикс, далек от претензий на историческую достоверность. Режиссер фильма Армандо Иануччи вообще как-то признался, что имел в виду выборы Трампа. — Как говорят в таких случаях, авторы хотели чисто поржать, и только мы, для кого исторический контекст этого фильма — это еще не завершившаяся наша собственная история, ищем и находим в этой безделице более глубокий смысл.

Оставив в стороне художественные достоинства нынешнего фильма, признаться, которого я все равно еще не видел, но который я обязательно посмотрю, замечу только, что соображения защиты чувств родственников жертв режима Сталина совершенно не беспокоили Министерство культуры России. Министерство культуры России больше беспокоили чувства и ущемленное фильмом достоинство наследников вчерашних палачей. И, как когда-то тысячи подписантов единогласно требовали расстрелов, и сегодня нашлись «деятели науки и культуры», в статусе «экспертов» под этим решением обессмертившие свои имена.

Впрочем, только ли тут дело в «оскорблении чувств», «переписывании истории» или, как сформулировали эти «эксперты», «исторически недостоверных декорациях»? Главная претензия к фильму «Смерть Сталина» у истинных инициаторов его запрета в другом. В 1986-м, нам тогда было по 14 лет, в советский прокат вышел польский фильм «Новые амазонки» (мы тогда еще не знали, что на самом деле до вмешательства советской цензуры, он назывался «Секс-миссия»). Двое героев-мужчин попадают в будущее, в котором мир населен одними женщинами, со всеми, как говорится, отягчающими. Наш — подростков — к этому фильму интерес в нынешнее либеральное время трудно себе вообразить. И представьте, как разыгрывалось наше воображение, когда мы пытались представить, какие сцены в этом фильме удалили советские цензоры. Много лет спустя я посмотрел оригинал, и был жестоко разочарован. Из «обнаженки» советские цензоры удалили в сумме меньше минуты. Гораздо больше их заинтересовали места, в которых детально объяснялось устройство этой утопии. Представляете, в устройстве этого тоталитарного общества будущего, в котором остались одни женщины, советские цензоры вообразили намек на СССР.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «СМЕРТЬ СТАЛИНА»

Что уж говорить о реальных и воображаемых цензорами параллелях между современной Россией и сталинским СССР в «Смерти Сталина»... Еще неизвестно, не разглядели ли они и себя в ком-то из сталинского окружения... — И не важно, имел ли хоть что-либо из этого ввиду режиссер фильма. Стареющий, ненавидимый во всем мире диктатор, крысиная возня за его спиной, приближающиеся президентские выборы... Кстати, еще до того, как был поставлен вопрос о полном запрете, член Общественной палаты России и, какая ирония, исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло предложил перенести прокат фильма на лето. — Он так прямо и сказал, что выход этого фильма в прокат «нежелателен перед выборами Президента». Нет, не параллели — реальные или воображаемые — испугали в «Смерти Сталина» инициаторов запрета. Их страшит другое, что накануне выборов россияне вновь, как на закате СССР, с иронией взглянут на своих вождей. Что они догадаются, что все происходящее в сегодняшней России — тоже всего лишь фарс, потому что только в виде фарса, как известно, история повторяется.

Рубрика: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments