Не знать истории - значит всегда быть ребёнком.
Цицерон, древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор

Коммуникации рисков в пост-апокалиптический период

или О чем рассказывала Грета Тунберг
26 сентября, 2019 - 10:18
ФОТО РЕЙТЕР

Выступление шведской школьницы Греты Тунберг на климатическом саммите ООН стало событием, которое живо обсуждает мир. Выступление и на самом деле было необычным и ярким, даже на фоне многих необычных и ярких публичных акций последних лет. Впрочем, чтобы выйти из замкнутого круга эмоциональных реакций, следует помнить о разнице между событиями, процессами, которые они обозначают, и явлениями, которые генерируют эти процессы. Тогда, по крайней мере, мы сможем понять, с чем мы имеем дело.

Глобальные вызовы и угрозы, стоящие сегодня перед обществом являются беспрецедентными, как по своей природе, так и по комплексу мер, которые они требуют для своей минимизации. Климатические и экологические изменения, которые повлекли негативные социально-экономические последствия во многих странах мира за последние 20 лет, являются проявлением таких угроз. Глобальные угрозы требуют глобальных скоординированных ответов.

Но проблема заключается в том, что во-первых, риски, генерируемые этими угрозами, распределены неравномерно, а во-вторых, сегодня человечество не очень готово к глобальным скоординированным акциям, поскольку находится в состоянии социальных трансформаций.

Дело не только и не столько в том, что существуют «климатические скептики», и они даже иногда занимают важные места в мировом политикуме — определенная прослойка сторонников различных теорий заговоров должна всегда быть в любом обществе.

Дело в том, что в корне меняется само общество, его структура, строение и коммуникации. В этом «новом мире», возникающем на наших глазах, в корне меняется все, в том числе и природа доказательств. Как объяснить человеку, что его мира больше нет, если логика мира, к которому он привык, больше не действует?

Пост-апокалиптический мир является средой упрощенных реакций и радикализованных ответов, с вне-рациональной логикой восприятия информации и принятия коллективных решений.

В своей истории человечество переживало две мощные коренные трансформации, которые меняли все: неолитическую и индустриальную революции. Обе они были связаны с технологическими изменениями, и обе вызвали коренные изменения в глобальном обществе. Сегодня человечество переживает третью похожую трансформацию, также связанную с технологическими изменениями, — цифровую революцию.

Так же, как 12 тысяч лет назад нельзя было в знакомых терминах объяснить охотнику и собирателю, почему он и его община являются обреченными в окружении сельскохозяйственных сообществ, так же и сегодня не представляется возможным с помощью рациональных инструментов объяснить, почему люди должны менять образ жизни.

Но делать попытки объяснить нужно.

Это не дело политики, это вопрос коммуникации рисков. Рисков, в отличие от прошлых трансформаций, давно выясненных, прогнозируемых и посчитанных. С помощью правильной коммуникации рисков мы должны уменьшать потери.

Коммуникации рисков — задача, близкая к вопросам социального маркетинга. Поэтому не стоит удивляться применению схожих технологий.

В рациональном мире коммуникация рисков, направленная на уменьшение потерь и убытков, должна преследовать несколько целей. Это, в частности, увеличение осведомленности общественности и экспертов относительно природы опасностей и связанного с ними риска, увеличение уровня восприятия риска и готовности сообществ и отдельных людей действовать, сегментирование аудитории и связанных сообщений (демографии, психологических факторов, опыта переживания состояний опасности, регионального многообразия социальных норм, разнообразия личных и общественных дискурсов и нарративов и т.д.), и повышение устойчивости сообществ (через партикуляризация сообществ и групп, изменение плотности, эффективности и динамики горизонтальных связей, повышение индивидуальных факторов и факторов действий общины, в частности, навыков сотрудничества, построения местных коалиций, сетей и навыков лидерства).

То есть, в каждом конкретном случае стратегия коммуникации рисков направляется на изменение поведения, на положительную сегментацию конкретных аудиторий и разработку инструментов поддержки коллективных решений — с ориентацией на процесс, направленный на аудиторию контент, и последовательный процесс углубления привлечения общественности. Это и позволяет уменьшить потери и убытки от негативных событий.

В новом мире, мире социальных трансформаций, вызванных цифровой революцией, все это приобретает монструозный вид демонстративно избыточно эмоциональной речи школьницы на климатическом саммите ООН.

Да, возможно, это сработает. Вопрос лишь в том, к каким общественно-политическим последствиям приведет сегодня широкое применение такого подхода к коммуникации рисков. Кто сможет поручиться, что наши антиутопии не переживут наши пост-апокалиптические фантазии?

Газета: 
Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ