Украина, позволь мне среди твоего безголовья головой тревожной прорасти!..
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель, критик советской эпохи

Не спи, не спи, художник

14 июня, 2018 - 17:51

Те, кто брезгует смотреть пропагандистские сериалы, не посмотрели сериал «Посольство», как и второй сезон «Спящих». И зря. Если не сенсационный, то поучительный момент есть и в первом, и во втором.

Не удивлюсь, если посмотревшие предположат, что мы имеем дело с диверсией. То есть режиссёры снимают как бы такую незамысловатую пропагандистскую штуку, которая должна дискредитировать наших политических оппонентов, но используют при этом один и тот же обоюдоострый приём. Они изображают наших врагов так, как будто они - это мы. Сначала кажется, что это просто халтура, ниже всяких представлений о кинематографической совести. Скажем, все отрицательные персонажи: госсекретарь США или посол из той же Арканзасщины постоянно показываются в кадре со стаканом вискаря,  будто это Венедиктов проводит летучку на «Эхе».

Понятно, что спиртное, да ещё коричневого цвета, компрометирует персонажа, которому куда милее  умереть от водки, чем от простуд. Но так как водки в их постоянном дефиците днём с огнём не сыскать, значат, травим себя без перерыва на обед огненной водой.

Очень смешно, когда ещё один видный чиновник Госдепа объясняет тактику, c какой правильнее побеждать коварных русских, и приводит в пример Кутузова. То есть высокопоставленный чиновник Госдепа разговаривает с президентом какой-то европейской страны (то ли Македонии, то ли Болгарии, хотя снимали в Сербии) и объясняет, как они победят непобедимых русских, завлекая их в свои закрома с помощью тактики Кутузова, заманившего Наполеона в свои снежные объятия.

Я уже не говорю, что именно читают все персонажи этого сериала на фоне европейской жизни, которой крутят-вертят кукловоды из-за океана: исключительно русскую литературу. То есть первое впечатление, что сценаристам лень было погуглить, что читают там в этой курица - не птица, Болгария - не заграница, а читают они исключительно то, что можно было обменять на макулатуру в лихие 70-е.

Даже лежащей в параличе любительнице Кандинского (жене ловкого следователя) читают Шолом Алейхема (такие коричневатые томики, стояли у меня за Куприным) - чтобы, наверное, смешнее было.

Я не говорю уже о том, что нравы у этой послушной марионетки США царят исключительно патриархальные, то есть русские. Скажем, тюрьма. Посадили русского дипломата, которого не понятно с какого перепугу обвиняют в торговле наркотиками (вы слышали, чтобы русские дипломаты торговали наркотиками? Сценарист - нет), и обращаются с ним ровно так, как с беднягой Магницким. Ну, просто дословно. Сажают в пресс-хату, в которой  блатные разводят лоха на бабки, а потом под угрозой опустить его до положения петуха, делают с ним, что хотят.

Кстати, тогда я и подумал первый раз: а может, это такая хитрая месть путинскому режиму и лично Мединскому, давшему бабки на эту пропагандистскую штуковину, мол, снимем наших идеологических врагов, но так, чтобы портрет Путина и Сечина проступал сквозь любую случайную вещь реквизита как водяные знаки. Как Ленин с советских денег у Вознесенского.

Понятно, что второй акт мести - это сделать фильм так плохо, чтобы Мединского прямо с просмотра увезли в Склиф с инфарктом: на что бабки потратили, дешевки вы потные?

Кстати, «Спящие» - это точно  такая же диверсионно-конверсионная штукенция, как и «Посольство». Здесь опять сюжет строится не вокруг событий, события надо выстраивать в сюжет, в основание, так сказать, мотивов. А тут вместо событий - чувства. Понятно у наших чувства, как тело и душа будут молоды, - прекрасные. А вот у противной стороны - противные чувства - жажда наживы, мести, предательства. Причём здесь важна и скорость,  у наших, например, - чувства медленные, степенные, эпические и положительные, как плюс в аккумуляторе. Вообще русские чувства почти статичны, как иконы. Обыкновенные такие человеческие чувства плюс чувство патриотизма и желание спасти мир от противных извращённых чувств противоположной стороны.

А вот у ихних ребят (за ту же зарплату) - чувства какие-то суетливые, поспешные, украсть и отвалить, пока не накрыл неумолимый Кудрин из Счетной палаты.

Есть, правда, и изумруды в стакане с Брамсом. В «Спящих» - один из отрицательных героев - бывший работник ЦРУ, а ныне трудящийся радио «Свобода». Так это радио, конечно, не называется, у него в сериале псевдоним - интернет-издание «Текущий момент» (возможно тонкий-тонкий намёк на видеопроект радио «Свобода» «Настоящее время»), также расположенное в Праге, а в Праге ничего критически относящегося к путинскому режиму больше не прописано.

Но главное не это. Так как главный приём: изображать наших врагов так, чтобы они ничем, ни на йоту не отличались от наших, то точно так же все происходит и здесь. Опять летучка, но вместо Венедиктова в кадре бывший црушник объясняет молодым продажным сотрудникам как из незначительного факта какого-нибудь  конкретного российского упущения (типа прорвало трубу горячего водоснабжения или говно полезло обратно из кремлевских унитазов) надо раздуть слона и вывести это на уровень международного скандала и личной ответственности ангела нашего сизокрылого, презика Путина.

Однако главреж «Текущего момента» так неправдоподобно формирует цепочку этой песни о продаже родины за заморские тугрики, что уже и не веришь, что первоначально незначительный факт, как снежный ком, на каждом этапе обрастёт-таки фальшивыми подробностями политической сенсации. Идея продажности есть, механизма нет. Снежки, иначе говоря, в наличии, а кома из них не слепить. Не лепится оно, консистенция другая. И тут ты понимаешь: да ведь это пародия на дуру Симонян и крашеного козла Соловьева.

То есть показывают врагов, но вороги так неотличимы от кремлевских любимцев, что вместо ожидаемой волны презрения (с красной нитью тайной мысли: все они одним миром мазаны, не стремитесь изменить), понимаешь: Минаев, который сценарист, явно на подсосе у Навального и Госдепа. Ну, клевещет на нашу родину в прямом эфире центральных каналов, показывая весь ужас рассейской жизни по версии тех, кто по идее должен любить, а на самом деле ненавидит постсовок люто. Как луна день.

И здесь заложена важная мораль в рифму. Конечно, построенный Путиным режим - это не что иное, как Онегин глазами поумневшей Татьяны. А не пародия ли он, спрашивает тетя у кондуктора трамвая? В том смысле, что – спрашиваем мы сами себя в бреду - не задуман ли он, этот наш русский мир, таким образом, чтобы в решительный момент ловкий фокусник-иллюзионист в бабочке, распиливший Путина пилой «Дружбой» вдоль и поперёк, не достал оттуда двух Жириновских, трёх Кириенко и одного Рогозина в красной шапочке и юбке с оборками. С клоунскими поклонами и словами: вот, дети, что будет с вами, если вы будете слушать папу-фраера и читать учебники Мединского. И начнёт многозначительно запускать мыльные пузыри с керосиновым переливом.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments