Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

«Скит святого Путина»

«07-13.07.2017»
13 июля, 2017 - 17:45

Пока комментаторы в электронных СМИ и социальных сетях обсуждают, подарил ли Путин яхту валаамским монахам, и почему российский президент катал своего охранника на джипе, а потом еще и открывал ему дверь, а не наоборот, на самом деле очередной визит Владимира Путина в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь является не досужей экскурсией, но частью его предвыборной стратегии, главными движителями которой, как отмечают эксперты, станут православие и Крым. Небольшой исторический экскурс поможет нам разобраться, чем так важен этот далекий северный остров, понять его место на карте «русского мира», как ее вот уже полтора десятилетия видят в Кремле.

Апостол Андрей Первозванный, в силу издержек профессии, был большой путешественник. Согласно древним преданиям, из Святой земли он отправился в римскую Малую Азию, Грузию, посетил Грецию, Македонию, Фракию (современные европейская часть Турции и Болгария). Впрочем, чем больше проходило после его смерти веков, тем больше его путешествия обрастали легендами. Виноват в этом римский император Констанций II, который в 357 году (в марте было 1060 лет) торжественно перенес мощи Андрея в недавно построенную новую столицу империи — Константинополь. У прежней столицы — Рима, был свой собственный апостол, Петр, вот и новой столице захотелось заполучить своего покровителя рангом не ниже, почему бы и не брата Петра. С тех самых пор Андрей Первозванный, даром что принял мученическую смерть и упокоился в греческих Патрах, считается основателем Константинопольской церкви, а позднее, в пику тому же покровителю католической столицы Ватикана Петру, еще и наречен небесным покровителем православных во всем мире.

Ну, а несколько веков спустя, наследуя опыт императора Констанция, и северные неофиты — Русь, решили немного урвать себе от небесного покровительства. Так в летописи появилась легенда о том, что Андрей путешествовал из Крыма в Рим через Днепр и Ладогу. — На месте нынешнего Киева он поставил деревянный крест (в честь чего построен храм, и поставлены целых три памятника), а в Новгороде записал впечатления от посещения бань, которые потом не без успеха якобы рассказывал любящим посмеяться над странными обычаями варваров римлянам. Пусть вся эта летописная история больше напоминает анекдот, но в Киево-Печерской лавре несколько веков демонстрировали пояс, якобы потерянный Андреем, а в церквях Новгородской земли деревянные обломки «того самого» креста, даром что, если верить летописи, установили его в Киеве, а не в Новгороде.

Впрочем, самая северная точка, связанная с этим легендарным путешествием Андрея Первозванного, лежит гораздо севернее Новгорода Великого. Как вы уже наверняка догадались, это остров Валаам. Согласно записанному спустя несколько веков после взятия Киева монголами местному преданию, апостол Андрей из Новгорода отправился совсем не вниз по Волхову и Неве в Рим, а свернул в Ладожское озеро, где посетил остров Валаам. Там он якобы водрузил второй после Киева крест — для солидности уже каменный, а его ученик Сергий крестил множество язычников и якобы основал тамскит, который, спустя столетия, вырос в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Впрочем, история эта показалась недостоверной даже ее сочинителям, потому, оставив рассказ про Андрея, основателей монастыря Сергия и Германа все же выправили на византийских миссионеров, современников то ли Ольги, то ли Владимира. Хотя, на самом деле, жили они позднее — то ли в ХІІ, то ли даже в XIV веке.

Историки отмечают, что маршрут путешествия небесного покровителя православия на Русь повторяет «путь из варяг в греки» — воображаемую ось, вокруг которой, в представлении летописца, формировалась Русь. Из Ладоги-Новгорода Рюриковичи пришли в Киев, и обратно, этим же путем, из Херсонеса, через Киев на север — в Новгород и Ростово-Суздальскую землю, сердце будущей России, пришло христианство. Если даже российские церковные историки ХІХ века критически относились к летописному преданию о путешествии апостола Андрея, с приходом в Кремль Владимира Путина отношение к этой легенде меняется. Еще в 2007 году на Валааме был отстроен Свято-Владимирский скит, самый богатый на острове. Виной ли тому двойная аллюзия с именем крестителя Руси и нынешнего российского президента, именно здесь расположена его валаамская резиденция, как горько шутят местные жители, которых больше силой чем посулами выживают с острова, «скит святого Путина». А в 2014 году, через несколько месяцев после аннексии Крыма и Севастополя, на близлежащем островке началось строительство Скита апостола Андрея Первозванного, впервые за все века существования монастыря соединив в местной топонимике имена небесного покровителя православия и крестителя Руси.

Вместо летописной формулы крещения (апостол Андрей отправляется из Херсонеса в Киев, где ставит крест; киевский князь Владимир принимает крещение в Херсонесе, а в Киеве крестит Русь) предлагается новая схема — Херсонес, по словам Путина, «первичная купель крещения России», и Валаам, где покровитель православия апостол Андрей в завершение своего путешествия по землям будущей Руси, поставил каменный крест. Так, практически незаметно для стороннего наблюдателя, из формулы «крещения России» устраняется Киев. — Кто-то, конечно, возмутится очередной попыткой «украсть нашу историю», но ведь, в конце концов, и летописный оригинал, рассказ о путешествии Андрея, всего лишь миф, не первый, но один из многих, связанных с Андреем. Для нас тут важно другое. То, как последовательно Кремль приспосабливает к новым реалиям старые схемы, как заботливо он воссоздает на российской земле ключевые сакральные элементы истории Руси — от памятника Владимиру до Андреевского мифа, свидетельствует о признании им поражения в Украине, осознания им, что Киев уже не вернется в «русский мир» никогда.

Рубрика: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments