Истории надлежит не судить, а объяснять. История не судья, а адвокат.
Бенедетто Кроче, итальянский интеллектуал, философ, политик, историк и литературный критик

Талантливая «обычная» Украина

9 августа, 2018 - 19:46

Современная Украина как страна, государство и нация находится в сложной, даже опасной для ее существования ситуации. Казалось бы, в стране, где идет война, не стоит рассчитывать на прекрасные, радостные открытия и эмоции. И тем не менее в современной Украине их можно найти немало! И это не просто хорошо, а великолепно! Одним из таких неожиданных фактов стал феномен, стоит условно назвать «живая страна». Обратили ли Вы внимание, как до неузнаваемости к лучшему изменился внешний вид наших городов и городков, многих сел за годы независимости? Это сразу бросается в глаза тому, кто еще помнит серый Киев 1980-90 годов, серебристых лениных во всех районных городах и поселках городского типа. Но самым интересным в наше время стало то, что, образно говоря, выход страны из «Великого Льоху» (за Тарасом Шевченко) стал в конце концов и массовым выходом на арену украинской истории так называемых «простых», или «обычных» украинцев.

Речь сейчас пойдет не о Майданах и Революциях. Об этом немало написано и еще будет сказано. Речь идет о культурном пространстве Украины. Так интересно и неожиданно, например, побывать в частных музеях. К тому же, когда они принадлежат не богатому известному меценату, например, как музей иконы в Радомышле, который принадлежит Ольге Богомолец, а простой крестьянке-гуцулке из спрятанного глубоко в Карпатах поселка городского типа Верховина Ивано-Франковской области. Тому, кто попадет в Верховину (бывшее Жабье - историческое место, связанное с именами М. Коцюбинского, И. Франко, И. Миколайчука и многих других выдающихся деятелей Украины и зарубежья) обязательно нужно побывать в музее украинской вышиванки Галинки Верховинки (Галины Яцентюк).

Хозяйка - Галина - простая гуцулка, как она сама о себе говорит, много чем занималась в жизни. Например, торговала на Киевщине различным товаром в тяжелые девяностые-двухтысячные. Вырастила троих детей. Но тяга к творчеству не позволила довольствоваться «обычной жизнью обычного человека». Толчком к созданию своего музея стала трагическая смерть брата Галины. Это событие подтолкнуло уже немолодую женщину к созданию собственного частного музея - музея украинской вышивки Галинки Верховинки. Это псевдо Галина Яцентюк взяла для сборников собственных стихов, которые писала с детства. Любовь к поэтическому слову она пронесла через всю свою жизнь, как и любовь к вышивке.

Тем, кто побывает в музее Галинки Верховинки, обязательно не только расскажут, но и покажут целый спектакль – одевание молодых гуцулки и гуцула к свадьбе в традиционные наряды, а также пригласят побывать гуцульской молодой женщиной из традиционной семьи прошлых столетий. Впечатления от такого «живого» и теплого музея не просто положительные! Это удивление, восторг, радость открытия. И не только от уникального места, но прежде всего от интересного незаурядного «обычного» человека!

В Верховине существует не один такой музей, а несколько, и сегодня некоторые из этих музеев относятся к наиболее посещаемым зарубежными и украинскими туристами культурным центрам страны. Как, например, музей музыки-виртуоза самоучки Романа Кумлыка. Музей был открыт самим музыкой в 2000 году в семейном доме. Здесь многое из жизни и повседневного быта местных гуцулов, но самая большая ценность - коллекция музыкальных инструментов, которые собирались Романом Кумлыком тридцать лет подряд. Заслуживает уважения тот факт, что после смерти отца его родные, прежде всего дочь Наталья, не запустили музей, а продолжают проводить экскурсии, рассказывая приезжим уже не только об гуцульских обычаях и музыкальной культуре, но и о жизни своего талантливого отца. Наталья по специальности врач, а еще - талантливая актриса и музыкант. Можно сказать, что каждая ее экскурсия - это моноспектакль, интересный и старому, и малому. Особенно детям, которым она разрешает  попробовать сыграть на традиционных музыкальных гуцульских инструментах, среди которых - рог (старинный гуцульский «мобильный телефон», потому что его использовали для передачи сообщений на большие расстояния) и трембита.

Уже ради выше описанных музеев-открытий стоит поехать в Верховину. Но таких частных музеев сегодня удалось насчитать целых пять! Это и музей фильма «Тени забытых предков» с интересной собственной экспозицией и историей, которая помнит Сергея Параджанова и Ивана Миколайчука. Есть здесь и музей хата-гражда. Где снимался еще один фильм с Иваном Миколайчуком - «Аннычка». Заслуживает внимания и музей гуцульской магии. Еще и региональный историко-краеведческий музей Гуцульщины. И это на пять тысяч жителей поселка Верховина!

Просто восхищает то, что на Ивано-Франковщине сегодня достаточно распространена практика таких семейных частных музеев. Ведь и рядом с Верховиной в селе Криворивня подобных памятников не меньше.

Когда-то выдающийся украинский ученый Юрий Шевелев (Шерех), посетив Исландию, с восторгом писал о количестве музеев, книжных магазинов, библиотек и театров на душу населения восьмидесятитысячного Рейкьявика. И с горечью отмечал, что «нельзя представить что-то подобное в восьмидесятитысячном городе Украины». И далее автор отмечает: «Патриотический читатель сделает вывод, - и не без основания, что все это достижения государственной независимости, и выведет соответствующую мораль» (Ю. Шевелев «Жизнь в Рейкьявике»). Очевидно, диагноз оказался достаточно точным. Возможно, когда-то и вся Украина будет поражать мир своими культурными достижениями. Ведь страна оживает и даже «обычный» украинец начинает чувствовать в себе творца.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments