Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Вавилон XXI

«30.06-06.07.2017»
6 июля, 2017 - 20:01

Я уже как-тописал в своей колонке, что нынешние газеты не похожи на газеты моего детства. И не только тем, что критические публикации в прессе тогда гораздо чаще принимались начальством к исполнению. Дело в ответной реакции читателей, мешках писем, чтением которых в крупных газетах ведал, как правило, целый отдел. Это был неиссякаемый источник новых сюжетов, и, что не менее важно, возможность для журналиста и публициста понять, как оценивает, понимает ли читатель его тексты. В век электронных СМИ полноводный поток превратился в небольшой ручеек, поэтому вдвойне ценно, и невероятно интересно, когда случайно натыкаешься на реакцию читателя на твою публикацию. Вот какой забавный комментарий на мою предыдущую колонку был опубликован в группе «Почайна» в социальной сети «Фейсбук»: «Киеву Почайна — спасение. Москве — погибель. Вот и повскрывались консервы. Казалось бы, Плахонин, что тебе до Почайны, если ты политический обозреватель? Радуйся уйме политических новостей, анализируй, комментируй. Так нет же, нужно обязательно растоптать неугодное врагу начинание, убить возрождающуюся легенду, лишить Киев хребта».

Забавным этот комментарий мне кажется по нескольким причинам. Даже не тем, что Плахонин не политический обозреватель, а к частной инициативе нескольких активистов, поддержанной городскими властями без консультации со сколь-нибудь серьёзными учеными, автор комментария приплел чуть ли не заговор Кремля. Дело в том, что моя колонка была даже не о Почайне, а о топонимике городского пространства, так же внешнем виде нашего города, который до неузнаваемости, без всякого чувства вкуса и без всякого чувства меры, и, к сожалению, без всякого контроля со стороны горожан и руководства города, меняется застройщиками. Появление на карте города фейковой Почайны в ней упоминалось, но через запятую, вскользь. И теперь я чувствую вину перед своими читателями за то, что в свое время своей попытке дискутировать с инициаторами переименования в социальных сетях не посвятил отдельную публикацию. Возможно, тогда гораздо больше киевлян поняли бы, что с этим переименованием не так.

Против ли я возвращения исторических названий? Нет, наоборот, за несколькими исключениями, они гораздо удачнее, чем предлагаемые новые, к тому же вызывают меньше раздражения у горожан. Мне очень бы хотелось, чтобы на карту города вернулись старые названия, но часто это бывает невозможно. Во-первых, по политическим мотивам: можно было вернуть название Фундуклеевская улице Ленина, но улицу Богдана Хмельницкого в Фундуклеевскую никтоне решится переименовать. Во-вторых, потому, что многие исторические названия исчезают вместе с географическими объектами — это как раз случай Почайны. Речка, точнее старое русло Днепра, в которой, согласно позднейшему преданию, крестили киевлян, исчезла навсегда. В чем причина? Дело в том, что до строительства дамбы Киевской ГЭС с Днепром регулярно случались катастрофические разливы. О средневековых потопах археологам напоминают многометровые слои наносного песка, которые разделяют культурные слои времен Руси на киевском Подоле. Сравнительно недавно, во время разлива 1931 года, по Подолу и части Куреневки можно было передвигаться только на лодках. А старшее поколение ныне живущих киевлян помнит наводнение 1970 года, когда даже плотина Киевской ГЭС не смогла спасти днепровские острова, и вешняя вода затопила не только их, но и станцию метро Гидропарк.

И каждое такое наводнение оставляло свой след на днепровских островах, десятках речушек, озер и проток в пойме Днепра в районе Оболони. Отличительная ли это черта только Днепра? Конечно же нет, все реки, великие и малые, время от времени меняют русло, пусть эти изменения с точки зрения короткого века человека и не так заметны. Так, когда-то в древности Днепр протекал, там где во времена Руси была Почайна, позднее основное русло Днепра и Почайна сливались у Пешеходного моста. Но за тысячу лет, прошедших с крещения Руси, пойма Днепра в черте Киева изменилась совершенно: Днепр теперь протекает у Речного вокзала, а речки и ручьи, которые раньше впадали в Почайну, теперь нашли свой собственный путь к Днепру. В последние полвека не менее разрушительно, чем природа, на пойме Днепра сказывается влияние человека. Я не только о плотине ГЭС. Так, при строительстве Оболони, когда намывались миллионы тонн грунта, чтобы поднять жилой массив выше уровня затопления, частично используя существующие озера, большей частью искусственно, вокруг него была сформирована система озер Опечень. А дренажный канал, предназначенный для сброса излишков воды из Опечени в днепровский залив Вовкувата, некоторые киевские активисты, а с их подачи и городские власти, и переименовали в Почайну, объявив ее той самой средневековой рекой.

Что в этой инициативе полезного? Под переименование было проведено благоустройство небольшой территории в промзоне в районе метро Петровка. Впрочем, непонятно, почему те же активисты и городские службы не могли заняться этим благоустройством и так. Что в этом вредного? То, что фейковая Почайна продолжает начатое еще в СССР превращение прошлого нашего города в театральную декорацию — в фейк. Липовое 1500-летие (хотя, как свидетельствуют в том числе и новейшие исследования киевских археологов, Киев возник не ранее конца ІХ века), фальшивые древности на месте взорванных при Сталине церквей... Мы находим деньги на макеты, на профанацию, но чуть ли не еженедельно узнаем об уничтожении еще одного настоящего памятника нашего прошлого. Городские власти охотно переименовали Опечень в Почайну — ну а что, ведь бесплатно, но киевский мэр демонстративно в угоду застройщику забыл о своем совсем недавно данном обещании устроить на месте археологических находок на Почтовой площади музей. Фальшивое прошлое удобно, пластично — его можно передвинуть где нужно для стройки, его легко в угоду пропаганде, или просто чей-то досужей фантазии, переписать. Вот только декорации поизносятся, актеры и пьеса уйдут со сцены, а наши дети и внуки с удивлениям для себя обнаружат, что они по нашей вине остались ни с чем.

Рубрика: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments