Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Австрийский политический шторм

27 мая, 11:35

Среди наиболее близких к России в Европе стран можно выделить, в частности, Австрию.

После последних парламентских выборов в 2014 году праворадикальная Австрийская партия свободы (Freiheitliche Partei Österreichs – FPÖ, АПС) вышла на третье места по числу отданных за нее голосов и вошла в коалицию с Австрийской народной партией (Österreichische Volkspartei  - ÖVP, АНП).

Сформированное правительство возглавил канцлер Австрии Себастиан Курц и глава ÖVP. Пост вице-канцлера занял председатель FPÖ Хайнц-Кристиан Штрахе. Кроме вице-канцлера от партии было еще четыре министра — министр внутренних дел Херберт Кикл, министр труда Беата Хартингер-Кляйн, министр транспорта Норберт Хофер, министр обороны Марио Кунасек, а также государственный секретарь министерства финансов Хуберт Фукс. В отставку не ушла министр иностранных дел Карин Кнайсель, на свадьбе которой с ней танцевал Владимир Путин. Она беспартийная, но вошла в правительство по квоте FPÖ.

Начался политический шторм после публикации в популярном немецком журнале Der Spiegel и на страницах мюнхенской газеты Sueddeutsche Zeitung компрометирующих записей беседы Штрахе с неназванной богатой россиянкой, о которой было сказано, что она близка к какому-то олигарху.

На встрече также присутствовал глава фракции FPÖ в парламенте Йоганн Гуденус, он также ушел в отставку со всех постов и сложил свои полномочия депутата парламента. В свое время Гуденус учился в Москве и знает русский язык. Он считался связным между FPÖ и партией «Единая Россия», а также с другими российскими правительственными инстанциями. В 2014 году он был наблюдателем на так называемом референдуме в Крыму, посещал Чечню по приглашению Кадырова.

Судя по опубликованным записям, встреча состоялась в июле 2017 года на арендованной вилле на испанском острове Ибице и продолжалась в расслабленной атмосфере около 7 часов.

На ней обсуждалась возможная финансовая поддержка из России с целью приобретения популярного австрийского таблоида Kronen Zeitung. Как говорил на записи Штрахе, «Если у тебя есть Kronen Zeitung, это решающий фактор, но если у тебя есть телевизионный канал, ты решаешь все». Он изложил детали еще одной свой цели — приватизировать общественный телевизионный канал ÖRF, с которым у FPÖ постоянный конфликты.

Так предполагалось добиться благоприятного для FPÖ информационного фона на предстоящих в 2018 году парламентских парламентских выборах. За такую финансовую поддержку предполагалось получение дамой и представляемой ею олигархом  серьезных правительственных заказов. Аутентичность записи признал сам Штрахе и объявил на пресс-конференции о своей отставке.

Все это происходило буквально накануне выборов в европейский парламент, которые начались 23 мая. Хотя по всем прогнозам правые радикальные партии должны были увеличить в нем свое представительство, кстати, как и левые радикалы, австрийский политический шторм серьезно ударил не только по FPÖ, но рикошетом пришелся по их политическим и идеологическим союзникам и партнерам.

Не случайно, правые радикалы не добились своих целей в Нидерландах. Социал-демократическая Партия труда, набравшая 18,4% голосов избирателей, увеличит в два раза свое представительство. Интересно, что социологи предполагали, что партия получит только 13% голосов. Теперь один из ведущих партийных деятелей Франс Тиммерманс стал кандидатом европейских социал-демократов на пост председателя Еврокомиссии.

Считалось, что евроскептики из партии «Форум за демократию» получат 15%, а фактически за них проголосовало только 11,2%, что даст им три депутатских мандата.

Сокрушительное поражение потерпела  крайне правая Партия свободы Герта Вилдерса. Она потеряла три из четырех мест в Европарламенте. 

Конечно, в разных странах избирательная ситуация серьезно отличается. В Германии потери будут у правящего блока ХДС-ХСС и их партнеров по коалиции социал-демократов. Если первые потеряют около 6-7%, то вторые могут надеяться только на 15,9%.

Существенно прибавит партия «Союз 90/Зеленые», за которую могут проголосовать 18,1% избирателей. Это продолжение тенденции последних  выборов в бундестаг. За немецких либералов из Свободной демократической партии проголосует 6,3% избирателей.

Гораздо важнее, что практически не увеличилась популярность правых радикалов из партии Альтернатива для Германии (AfD) — 12,3%, Левые наследники ГДР получат 7,3%. У них тоже нет прироста.  

Конечно, австрийский скандал оказал существенное влияние на избирателей не только в этой стране, но и в Германии. Тем не менее, его значение не следует преувеличивать.

Проблема миграции, на которых делали свой политический капитал европейские правые радикалы, потеряли в значительной степени свою остроту. В восточной Европе еще пытаются на этом сыграть, но это больше относится к взаимоотношениям национальных правительств с брюссельскими бюрократами. Избиратели несколько успокоились, хотя определенное недовольство остается.

Что касается Украины, то не следует бросаться в крайности. Даже некоторое увеличение представительства в Европарламенте правых и левых радикалов не изменит его общей конфигурации. И это отразится на отношении к Москве и Киеву.

Общий антироссийский настрой сохранится, хотя углубляться навряд ли будет. К тому же в отношении к России среди европейских правых радикалов нет единства. В частности ультраправые стран Балтии категорически против каких-либо уступок России и настаивают на увеличении поддержки Украины. Аналогично среди правых и правоцентристских партий.   

Конечно, есть откровенная пророссийская клиентура как-то австрийская FPÖ, немецкая AfD или Левая на другом фланге, французское Национальное объединение во главе с Марин Ле Пен. Однако их незначительное увеличение представительства в Европарламенте не даст существенного усиления воздействия России на ситуацию в Евросоюзе. При всех внутренних проблемах в ЕС общая политическая линия при всех возможных колебаниях сохранится.

Другой вопрос, какой будет политика Украины, в частности, на европейском направлении. Пока же очевидно усиление давления Запада с целью заставить новую власть в Киеве начать реформирование страны не на словах, а на деле. По крайней мере, из Вашингтона такие сигналы уже поступают. Представляется, что скоро они последуют и из ведущих европейских столиц.

Если в Киеве хотят сохранения и усиления проукраинской международной коалиции и углубления дипломатической изоляции России, то времени на раскачку просто нет.   

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать