Нельзя жить идеями, с ними нужно что-то делать.
Альфред Уайтхед, британский философ, математик, логик и педагог (1861-1947)

День необъявленного траура

12 февраля, 2018 - 11:17

Говорят, когда директору британской почты показали последнее техническое достижение, привезенное из Америки, — телефон, он долго смотрел, слушал пояснения и даже поговорил по аппарату. И потом многозначительно изрек: «Возможно, американцы и будут им пользоваться, но мы обойдемся мальчиками-посыльными». К счастью, человечество не последовало за злополучным директором уважаемой в Англии организации.

Уже во второй половине XIX столетия технический прогресс значительно ускорил темп. Что уже говорить о веке прошлом. Между изобретением телефона и радио прошло около 25 лет. Американский физик Ленгмюр, изобретатель лампы триод, на судебном процессе рассказал, как человек с помощью радиоволн сможет разговаривать через океан, но прокурор ответил, что это полная чепуха. Не прошло и года, как произошла первая дальняя радиосвязь.

Мы вошли в новую техническую революцию. Не успели научиться пользоваться интернетом, как он становится технологическим анахронизмом. Банковские платежные системы типа Visa и подобные уходят вместе с недавно внедренным блокчейном. Криптовалюта тоже представляется слишком узкой и сложной системой электронных платежей. Саудовская Аравия отказывается от ставки на нефть и переходит к строительству инновационного города Neom на берегу Красного моря. Он будет основан на технологии умных вещей и среды обитания. Именно так, без всяких кавычек.

И вот новый прорыв. Компания Илона Маска SpaceX запустила 6 февраля сверхтяжелую ракету Falcon Heavy с полезным грузом 64 т. При том, что обычные ракеты редко выводят 20 т. И еще один очень важный факт. Отстыковавшись от ракеты ускорители развернулись в противоположном от нее направлении и двинулись к Земле. При приближении к мысу Канаверал, откуда произошел запуск, с разницей в одну секунду оба модуля совершили плавную посадку в вертикальном положении в 300 метрах друг от друга.

Не обошлось без накладок. Центральный блок до места посадки не долетел. Предполагалось, что он приземлится на морскую платформу, но так как два из трех посадочных двигателей, которые должны были тормозить блок, не сработали, то он на скорости 480 км/ч влетел в воду и разрушился.

Весь пуск Falcon Heavy был обставлен как большая пиар-акция, что с учетом масштабов события не удивительно. И в это время, с разницей в один день, из Москвы пришло сообщение, что запуск ракеты-носителя «Протон» со вторым телекоммуникационным спутником «Благовест» с космодрома Байконур перенесен с марта на апрель. У американцев взлетают сверхтяжелые ракеты с использованием прорывных технологий, а в России откладывается в очередной раз запуск ракеты-носителя «Протон». Речь даже не идет о чем-то новом, наоборот, хорошо известное старое, но все равно не очень получается.

Еще одно важное обстоятельство. Falcon Heavy — изделие частной компании, хотя и с некоторой государственной поддержкой. Роскосмос исключительно государственное предприятие и в очередной раз частная инициатива оказалась гораздо эффективнее государственных структур.

 Судьба первопроходцев, изобретателей прорывных технических решений и аппаратов — это движение сквозь револьверный лай скептиков и неверующих, а также конкурентов и завистников. За что бы не брался Илон Маск — все у него получается. Начиная от платежной системы PayPal и далее к электромобилю, солнечным элементам, аккумуляторам до поездов системы Hyperloop, которые будут двигаться со скоростью более 1000 км/ч, и путь из Вашингтона в Нью-Йорк в 512 км займет 29 минут, вместо трех часов сейчас. И это не пустые разговоры, а конкретные дела в виде строительства в штате Мериленд.

Космические корабли большой грузоподъемности — это не забава гениального миллиардера, а реальная инвестиция в развитие систем связи принципиально нового поколения. Выведенные на ближнюю околоземную орбиту большие спутники не только обеспечат устойчивую сверхбыструю связь, но также существенно изменят в сторону увеличения точности навигационные системы по типу GPS. В свою очередь, это коммерческие проекты с большой потенциальной прибылью. Развитие средств связи — это новые системы управления беспилотными автомобилями, поездами, самолетами и кораблями. И этим тоже занимается Илон Маск с большим успехом.

От техники перейдем к политике. Что и говорить, забил американец своей ракетой Falcon Heavy такой гол в российские пропагандистские ворота, что сетка в них уже точно не выдержала. До сих пор в России большинство уверенны, что их страна — первая и главная космическая держава. И тут такой пассаж. Статистика этого никак не подтверждает.

В августе 2017 года счет по запускам был таков: SpaceX Илона Маска с начала года - 12 ракет, Россия — 11, Китай – восемь, европейские фирмы – шесть. Добавим к этому перечню пуски конкурента Маска United Launch Alliance — пять ракет. Итого только частники в Америке запустили 17 ракет. В чью пользу счет?

Однако признаваться, что поднявшуюся с колен страну обошел на повороте какой-то Маск, для Кремля просто невозможно. Уж сколько язвительных замечаний было отпущено по поводу его проекта электроавтомобиля Tesla. Невозможно отказаться от бензиновых и дизельных двигателей, Россия вечно будет главной в производстве нефти и ничего ей не угрожает.

Точно также не верили в добычу нефти и газа из сланцев. И что же в итоге? Как тот директор английской почты. США уже добывают более 10 млн барр/сутки и практически догнали Россию, оставив далеко позади Саудовскую Аравию. И снова в Москве закрывают глаза и уши — ничего не вижу, ничего не слышу, ни во что не верю, пока Путин не сказал обратное.

Что делать в таких условиях. Заниматься подлогом и полуправдой. Неудача Маска с приземлением центрального блока — радость сверх меры. При этом технологический сброс обтекателей ракеты Falcon Heavy малосведущему зрителю федеральных телеканалов подается как неудача.

Что и говорить, проблемы у Маска и его команды есть. Однако новое дело без этого никак не обходится. Запуск Falcon Heavy неоднократно переносился, и это понятно. Почему же переносится запуск «Протона», если эта технология начитывает десятилетия. Ответа нет, потому что сказать нечего.

Вообще запуск Falcon Heavy вполне могли бы в России объявить днем траура по своей космической отрасли. И это не техническая и менеджерская проблема, а политическая. Ведущая в прошлом космическая держава отброшена далеко назад с устаревшими технологиями. И даже если большая часть населения все еще верит солнцеликому лидеру, на самом деле ситуация, как сказал классик, хуже губернаторской. Страна усилиями Кремля все больше изолирует себя от мира, а за этим следуют необратимые технические, технологические и политические изменения. На примере космической отрасли это видно особенно наглядно.

Уже очевидно, что потребление нефти будет падать, соответственно уменьшаться ее цена. Норвегия уже запрещает ввоз автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Пока разрешают гибридные и то на несколько ближайших лет. В Германии стоимость электроэнергии из возобновляемых источников — солнечной и ветровой — сравнялась с углеводородной энергетикой и в ближайшие годы станет еще меньше. Соответственно будет расти ее производство, а из угля и газа падать. И это не только в Европе. В Австралии, где самая дешевая добыча угля, более 50 тыс. домов переводят на солнечную энергию в качестве первого шага. Фирма Siemens сворачивает производство турбин для газовых электростанций из-за падения спроса.  Еще раньше это сделал американский электротехнический гигант General Electric. 

Пока из-за недостатка аргументов в российских социальных сетях обвиняют Маска в фейке с запуском и используют для оскорблений ненормативную лексику. Однако народная мудрость говорит: что горлом не возьмешь, бранью не выпросишь.

В российских проблемах виноват технический прогресс, а Илон Маск только его олицетворение. Так что самое время умыться слезами и одеться в черное.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments