Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Город Днипро: записки небеспристрастного

21 февраля, 12:44

Несмотря на все невзгоды и проблемы современной украинской жизни, один из «прорывов», которые все-таки удались украинцам, - это активизация и рост гражданского общества. Об этом украинском феномене написано уже немало в разных стилях и жанрах, от научной аналитики до пафосной эссеистики и сухой статистики. Но не менее интересным является представленность этого феномена сегодня в определенных конкретных городах и поселках, где живут и действуют вполне конкретные «простые» или, как теперь принято говорить, - «рядовые» граждане. Именно общение с такими неравнодушными гражданами - жителями города создает реальную картину современной Украины.

Все это предисловие является поводом поговорить о впечатлениях от нынешнего Днипра (бывшего города Днепропетровска), который в силу обстоятельств стал почти прифронтовым. Первое, что бросается в глаза, - город за последние три года перестал быть «совковым». По крайней мере внешне. Стал ли украинским? Если иметь в виду надписи на магазинах, ресторанах, кафе и т.п., Днипро скорее относится к неизвестной англоязычной стране, так как вывесок и рекламы на английском в центре значительно (в разы!) больше, чем на украинском. Утешает то, что уже на «общепонятном», на котором «разговаривал» Днепропетровск своими рекламными щитами и вывесками на магазинах еще недавно и упорно все (до 2014-2015-го) годы новой украинской независимости, мало. Хотя общение с волонтерами и представителями ряда общественных организаций Днипра немного понижает градус оптимизма. Многие из них утверждают, что ностальгия по СССР и прошлому Днепропетровска как богатого закрытого города, который работал на оборонку и, соответственно, кормился неплохо с того, сегодня создает питательную почву для ожидания «русского мира». К тому же в городе вроде бы все еще существует поглядывание на Москву. Возможно, именно такими настроениями действительно объясняется массовая «англиканизация» городского пространства. И это в действительности только мимикрия на необходимость и требование момента. Недаром же многолетним лозунгом Днепропетровска было: «Что нам Киев – не Москва ль за нами!»

Однако, когда речь заходит о воинах, которые защищают Украину от российского агрессора на Востоке, картина сразу меняется. Ведь именно Днипро - один из крупнейших волонтерских центров Украины, не говоря уже о больнице Мечникова, которая, без преувеличения, является предметом гордости жителей города. И к воинам у большинства жителей отношение положительное как к тем, кто не дал Днипро превратить в «донецкое пекло». Конечно, не без того, что мозги достаточно значительной части населения города все еще активно «прессует» так называемая Украинская церковь Московского патриархата, среди «заслуг» которой - отказ отпевать погибших воинов АТО. Не говоря уже о «промывании» мозгов верующих шестой заповедью из Библии, где, как известно, говорится: «Не убий!» А в Днипре, к сожалению, именно эта церковь имеет очень мощное воздействие на своих прихожан, активно проникая во все «поры» общины города, даже в вузах, вытесняя с кафедр светских преподавателей. И это очень опасно в ситуации гибридной войны с путинской Россией!

Оптимизм внушает в этой ситуации тот факт, что активная общественность города не оставляет без внимания попытки «русского мира» влиять на жизнь Днипра. Даже если это кинособытие. Так, в начале февраля в городе уже не первый раз начал свою работу кинофестиваль, пышно названный Международной киноассамблея на Днипре - 2018. Это социальный проект депутата 7-го и 8-го созывов ВРУ Андрея Шипко по благословению Высокопреосвященнейшего Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского. Уже несколько лет подряд это событие поддерживается Центром православной культуры Лествица, который активно действует в Днипре. Но именно в этом году открытие и программа указанного мероприятия вызвали довольно острую реакцию гражданского общества Днипра. Почему? Ведь проект, как его представляли в соцсетях и некоторых СМИ, направлен на развитие духовности, взаимопонимания в обществе и утверждения мира. Но участники стихийного гражданского протеста, который состоялся перед театром драмы и комедии, где киноассамблея начинала свою работу, возможно, и не без оснований считают это действо «протягиванием» «русского мира» в Днипре. По крайней мере некоторые из зрителей пытался убедить протестующих общественных активистов в том, что «там же наши братья, мы не можем стрелять в россиян».

Интересными являются и мнения представителей гражданского общества Днипра относительно власти города, которые они выражают при личном общении. Многие из них считают, что нынешнему мэру города Борису Филатову, который умудрился то ли всерьез, то ли в шутку заявить, что он устанавливает в Днипре «просвещенную личную диктатуру», глубоко наплевать на украинский патриотизм. Он окружает себя друзьями-олигархами, некоторые из них являются личностями не просто одиозными, а даже криминальными. Еще не так давно у многих на слуху было скандальное назначение днепропетровского «беркутовца» времен Евромайдана Андрея Ткаченко руководителем «Муниципальной полиции», которая, кстати, иначе как «борькиными опричниками» в «народе» Днипра не называется. И еще во многих грехах, например, в назначении своим заместителем бывшего крымского «регионала» Михаила Лысенко и утверждении своим советником Игоря Федотова, которого считают бывшим доверенным одиозного криминального авторитета Юры Енакиевского, обвиняют мэра Днипра представители гражданского общества города. Но наибольшее недовольство местных активистов вызывает факт радикального нежелания главы города и других представителей власти в Днипре сотрудничать с гражданским обществом. Именно этот факт общественные активисты Днипра считают демонстрацией политической близорукости руководителя города, который, по иронии судьбы, любит называть себя, особенно в Фейсбуке, «реальным политиком» (Борис Филатов является, кстати, одним из самых активных блогеров Фейсбука).

А между тем, как утверждают современные политологи, именно так называемый «третий сектор» - совокупность добровольных организаций, стимулирующих активность общества, способствует плодотворному сотрудничеству с государственными органами и развитию «демократии участия». Во всем цивилизованном мире происходит активный переход от представительской демократии к демократии участия. То есть с гражданским обществом разумнее все-таки сотрудничать, а не воевать.

В целом же впечатления от нынешней ситуации в городе Днипре достаточно сложные и противоречивые. Одно является самоочевидным: здесь, в отличие даже от Киева, нужно иметь мудрость и умение, чтобы пройти «по лезвию бритвы», не спровоцировав гражданского конфликта. И такие усилия должны приложить все стороны: как власть, так и граждане.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать