Беда Украины в том, что ею руководят те, кому она не нужна
Михаил Грушевский, украинский историк, политический деятель

Идеология «русского мира»

Должна быть официально осуждена и запрещена
11 марта, 2015 - 10:37
Идеология «русского мира»
ФОТО РЕЙТЕР

Под вывеской «русского мира» Путинская Россия хочет вернуть себе утраченные с развалом СССР территории, в частности Украину. А все те высокопарные разговоры о каком-то едином духовном пространстве, о содружестве славянских народов, о каких-то, инициируемых Российской Федерацией, межгосударственных союзах на постсоветском пространстве, в конечном итоге, о «русском мире» являются всего лишь антуражем, ширмой для неоимперских, неоколониальных амбиций по отношению к Украине, мер по ее втягиванию в орбиту новой Российской империи.

Необходимые для этого настроения в Украине готовила подчиненная Московскому патриархату Украинская православная церковь (УПЦ МП). С тем, чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы пересмотреть названия материалов в периодике или на сайтах, которые принадлежат отдельным епархиям этой Церкви. Немало публикаций посвящены российскому самодержавию, российской версии истории Украины, отстаиванию российского шовинизма, идеализации «русского мира» как идеологии современного российского неоколониализма. Многие были свидетелями, как с российскими флагами, с иконами последнего русского царя (а иногда и портретами Сталина) по Украине годами, десятилетиями свободно ходили московско-православные, как вызывающе выкрикивали они на улицах наших городов пророссийские и сепаратистские лозунги.

• Архиепископ УПЦ МП Львовский и Галицкий Августин (в настоящее время митрополит Белоцерковский и Богуславский) в своем выступлении на Всемирном русском народном соборе в Москве 4 апреля в 2006 г. заявил: «Мы ждем шагов со стороны России (как отряд, который ждет команды броситься в бой)», «нас вдохновляет лишь то, что мы верим еще в Россию», «на Украине ждут решительных шагов со стороны России». И хотя фразу «как отряд, который ждет команды броситься в бой» по настоянию этого владыки задним числом удалили, как ту, которая «не отвечает содержанию его слов», пророссийскую позицию служителя видно и без нее.

Известный «рупор» РПЦ — председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации — протоиерей В.Чаплин еще в начале 2012 года конкретизировал, что должны означать те «решительные шаги со стороны России» в отношении Украины. «Я думаю, что нужно подумать сегодня о мощном военном присутствии России во всех регионах, где люди просят защиты от оранжевых экспериментов, от разного рода «цветных революций». Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня боятся: армии нужно наконец дать настоящую работу».

Сейчас некоторые клирики из УПЦ МП убеждают, что вполне возможно быть и патриотом Украины и в то же время верным Московской Патриархии, мотивируя это прежде всего отдельными положениями «Социальной концепции» этой конфессии, а именно. «Православный христианин призван любить свою отчизну (здесь и дальше курсив наш. — П. П.), которая имеет территориальное измерение... Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отчизны от врага, труде на благо отчизны... Христианин призван хранить и развивать национальную культуру, народное самосознание». Однако подобную мотивацию опровергает, с одной стороны, уже то, что слово «отчизна» в параграфе о патриотизме (II.3) везде прописано со строчной буквы (подчеркнем, это официальный документ, обнародованный на официальном сайте этой Церкви), а с другой стороны, тот факт, что эта «отчизна» имеет лишь «территориальное измерение», то есть определяется сугубо географически. Другими словами, «Социальная концепция» УПЦ МП не утверждает Украину как  независимое государство.

Упомянутую действенность «патриотизма православного христианина» в УПЦ МП,  развитие ею «национальной культуры», «народного самосознания» доказывает хотя бы тот факт, что эта конфессия не признает Голодомор 1932—1933 гг. геноцидом украинского народа. Напротив, устами своего предстоятеля владыки Онуфрия поучает, что украинцы, как «катюга по заслузi», Голодомором «получили то, что заслужили».

УПЦ МП даже формально не осудила российскую интервенцию на нашу землю, не назвала Россию агрессором. В то же время, повторяя слова Патриарха Московского, ее духовенство взялось поучать о какой-то «братоубийственной», «междуусобной брани на Украине», проповедовать «о примирении враждующих сторон», и что их Церковь «делает все возможное, чтобы как можно скорее на востоке Украины воцарился мир и были решены все проблемы».

• Отметим, митрополит О нуфрий в свое время выступил с осуждением АТО на Донбассе, а также отказался признавать причастность высшего военно-политического руководства Российской Федерации к дестабилизации социально-политической ситуации в ряде отдельных регионов нашей страны. Несмотря на то, что отдельные клирики, миряне, приходы УПЦ МП поддерживают защитников нашей Родины на ее Востоке, четко осознавая, что врагом Украины является Путинская Россия, однако такая позиция теперь не является общецерковной.

22 февраля 2015 г. глава УПЦ МП призывал духовенство, монашество и мирян, «ввиду сложной общественно-политической ситуации в Украине, ради восстановления мира в нашей Родине и сохранения целостности нашего Государства ... усилить пост» в период Великого поста. Однако даже на основании этого призыва остается непонятным, какого «мира» хочет УПЦ МП? Какой ценой его получить? В конце концов, кого следует победить, чтобы этот «мир» пришел на нашу землю?

Ответы на эти вопросы находим, например, в газете «Откровение», которая печатается с благословения митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (известного своими громкими антиукраинскими заявлениями). «Сегодня, как никогда, весь русский народ, каждый из нас, должны стать воинами Руси и Бога! Каждый из нас может, должен и обязан бороться с врагом, в очередной раз пытающимся захватит Русь. Ведь киевская фашистская хунта — это не столько наши идеологические противники — это духовные враги, воюющие со Христом, с Православной Церковью, с русским православным народом. ...Те, кто имеет навыки, умения и готовность бороться с врагами Руси с оружием в руках — помоги Господи!».

Несмотря на подобные призывы, четкие факты сотрудничества УПЦ МП с сепаратистами, глава УПЦ МП отрицает наличие в этой Церкви священников, которые поддерживают сепаратизм. Сегодня «юридический отдел Митрополии Украинской Православной Церкви предложил отказаться от практики использования в проповедях прямых призывов к срыву мобилизации и лишь призывать к миру и быстрейшему окончанию так называемой «гражданской войны». Тогда у службы безопасности Украины не будет оснований для преследования священнослужителей УПЦ».

Так, после майдановских событий в УПЦ МП начали заниматься созданием «проукраинского» имиджа этой конфессии. Служители этой Церкви вдруг стали появляться на патриотических собраниях, на Шевченковских мероприятиях и т. п. И это притом, что еще недавно некоторые из них откровенно стояли на антиукраинских принципах. О «русском мире» в УПЦ МП сейчас начали говорить не так громко, хотя официально от него эта конфессия так и не отказалась, потому что не осудила его как российский политически-православный проект возрождения «исторической Руси» (понимай — Российской империи). А все потому, что УПЦ МП является составляющей русского православия, «канонически» от него зависит. Следовательно, Московская патриархия использует УПЦ МП в качестве своего орудия для продвижения в Украине политических интересов Российской Федерации, в частности идеологии «русского мира».

• Примечательным во всем этом одновременно является и то, что сама УПЦ МП якобы и не причастна к реализации таких политических задач, поскольку по большей части все это делается силами ее православных братств, околоцерковных объединений, отдельными верующими или политиками-симпатиками, наподобие «регионалов» или коммунистов. И хоть УПЦ МП и осуждает «политическое православие», декларируя свой статус, как аполитичный, на практике эта конфессия активно его отстаивает. Это доказывает периодика данной Церкви, изданная в Украине (например, днепропетровские газеты «Начало», «Мир», журнал «Спасите наши души!», одесские газеты «Новороссийский курьеръ», «Откровение») или та, которую завозят из России (например, московская «православная народная газета «Русь державная»).

n          Следует отметить, что издания УПЦ МП, которые публикуют антиукраинские материалы, не важно, что они благословляются иерархами этой конфессии, в то же время не является официальными печатными органами УПЦ МП. Практически то же можно сказать и о некоторых сообществах верующих, братствах этой Церкви. Некоторые из них больше похожи на общественно-политические объединение, чем, собственно, на братства, поскольку их деятельность является сугубо политической, методически направленной против Украины. Официальная УПЦ МП, учитывая их явный политический характер, de jure отмежевывается от них, однако de facto их поддерживает.

Но есть для украинцев и позитив от «русского мира». Его антиукраинский оскал после аннексии Крыма, и особенно после образования российско-террористического «лугандона», сделал то, чего украинский народ ждал десятилетиями, а может быть и веками. В. Путин в паре с Патриархом Кириллом, сами того не ведая, спровоцировали мощный процесс становления, сплачивания и закалки украинцев как нации. Теперь уже можно сказать откровенно: «русский мир» в версии Патриарха Кирилла в Украине не пройдет. Вся его патриаршая «любовь» на самом деле была лишь прелюдией к военной агрессии Кремля против Украины. В случае с Путинско-Кирилловским «русским миром» мы имеем дело не просто с «гуманитарной» агрессией чужой этнической культуры, но самое  главное — с навязыванием Россией украинскому народу искусственной православно-необольшевистской псевдокультуры, с неоколонизационной кампанией Российской Федерации против Украины.

• Исторический опыт доказывает, что Россия всегда видит, мыслит себя империей, а значит, никогда не смирится с потерей своих давних колониальных земель. Возвращение России к имперскому статусу, к бывшим имперским границам составляет в настоящее время главную задачу Кремля и Московской Патриархии. Это хорошо видно именно сейчас, когда идеология «Русского мира» показала свое настоящее лицо, свою истинную антиукраинскую сущность.

Идеология «русского мира» в Украине должна быть официально осуждена и запрещена как враждебная, антигосударственная. Сейчас, как никогда прежде, для УПЦ МП выпал шанс реально доказать свою преданность Украине, украинскому народу, собственно, доказать свою украинскость. Первым шагом к этому должно стать официальное осуждение УПЦ МП «русского мира» и, как следствие, отказ от него. В противном случае украинскость этой Церкви останется лишь мнимой, а следовательно ее дальнейшая судьба в Украине как, собственно, Украинской Православной церкви будет  под большим вопросом.

Павел ПАВЛЕНКО, доктор философских наук,  религиевед

Газета: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...