Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Изнутри наружу

В украинском обществе наблюдается постепенный отход от патернализма и рост запроса на индивидуальную активность
15 мая, 11:12

Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса социологической группы «Рейтинг». Если в 2011 году почти 80% респондентов считали, что именно власть должна брать на себя ответственность в обеспечении жизни каждого гражданина, то сегодня таких опрошенных менее 60%. Наиболее склонны к патерналистским ориентациям — старшее поколение и самые бедные, к индивидуальной активности — молодежь, наиболее обеспеченные и респонденты с высшим образованием.

Однако, несмотря на ценностные сдвиги в обществе, на фоне кризисных явлений в экономике и политике, постепенно растет запрос на наведение порядка, даже если для этого придется пойти на ограничение демократических принципов и свобод. Такое развитие событий поддерживают 70% опрошенных (в прошлом году их было 63%). За увеличение свободы, демократии при отсутствии жесткого порядка — только 15% (в 2017 году — 22%). Установления строгих правил игры больше всего хотят те, кто постарше и бедные, а также граждане с низким уровнем образования. В то же время даже среди самых молодых, обеспеченных и респондентов с высшим образованием часть тех, кто выступает за порядок с ограничением свобод, не менее 60%.

ИНТЕРНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Бывает так, что человек руководствуется совсем противоположными принципами в разных областях жизни. Например, в финансовых делах он ведет себя как убежденный капиталист, а когда речь заходит о политике, то превращается в отчаянного социалиста. Но чаще всего политические установки являются отражением базовых жизненных ориентиров.

Говоря об интернальной позиции, о которой идет речь в исследовании «Рейтинга», следует обратиться к теории локус-контроля, разработанной в 1954 году психологом Джулианом Роттером.

Роттер родился в 1916 роке в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов. До Великой депрессии его семья относилась к вполне благополучному среднему классу, однако потом Роттерам пришлось перенести все тяготы безработицы и жизни на социальную помощь. Великая депрессия пробудила у будущего психолога интерес к проблеме общественной несправедливости и научила его обращать внимание на значение ситуативных условий, влияющих на поведение людей.

В соответствии с теорией Роттера, локус-контроль — это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внешним или только внутренним факторам. Первое называется экстернальностью, второе — интернальностью. Под внутренними факторами здесь подразумеваются собственные усилия, позитивные и негативные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений, навыков и тому подобное. Последователи Роттера дополнили теорию, предложив разделить экстернальность на две склонности: приписывание контроля другим людям и стремление все объяснять коварством судьбы.

ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ И ИЗУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Экстернальный локус-контроль очень близок по значению к позиции жертвы, однако эти понятия неидентичны. И в первом, и во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств — условий окружающей среды, действий других людей, везенья или невезенья. Однако при экстернальности внешними факторами объясняются как успехи, так и неудачи; в свою очередь, человек, находящийся в позиции жертвы, может приписывать успехи себе.

Здесь следует вспомнить и о теории приписывания. Это — подход, который строится на предположении о том, что в социальной практике можно проследить такую последовательность: человек наблюдает за поведением другого человека, делает логический вывод о намерениях этого человека, опираясь на собственное восприятие его действий, и потом приписывает ему мотивы, которые могут объяснять подобное поведение.

Фундаментальной ошибкой приписывания считается склонность трактовать поступки людей их личностными качествами, а собственное поведение — внешними обстоятельствами. «Он злой, потому что по сам по себе сволочь, а я злой, потому что жизнь такая».

Экстернальность также связана с изученной беспомощностью, феноменом, который был открыт в 1967 году психологом Мартином Селигманом. Речь идет о состоянии, при котором человек не делает попыток улучшить свое положение, хотя имеет такую возможность. Синдром формируется, как правило, после нескольких неудачных попыток влиять на негативные обстоятельства и характеризуется пассивностью, отказом от активности, нежеланием изменять враждебную среду либо избегать ее, даже когда появляются благоприятные условия.

У людей, согласно ряду исследований, изученная беспомощность сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением смерти.

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ И САМОБИЧЕВАНИЕ

Противоположностью изученной беспомощности является самоэффективность, одно из ключевых понятий теории учения психолога Альберта Бандуры. Речь идет о вере в продуктивность собственных действий, ожидании успеха от их реализации, убежденности человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение.

По мнению Бандуры, существенной характеристикой многих психических заболеваний является нехватка веры в собственные способности и переживания. То, сможет ли конкретный человек в определенной ситуации добиться успеха, зависит не только от его компетентности, но и от целого ряда других факторов. Однако для психического здоровья и хорошего самочувствия, в соответствии с концепцией самоэффективности, важны не столько объективные результаты сами по себе, сколько их интерпретация конкретным человеком и ожидание успеха. Вера в результативность своих действий и, собственно, их продуктивность вряд ли возможны без интернальности, когда на первое место ставятся внутриличностные факторы.

Другой вопрос, что эта позиция не означает склонность к самобичеванию. Человек, занимающийся самоедством, каким бы самокритичным и интернальным себе ни казался, по сути, ждет волевого импульса извне, который бы позволил решить его проблемы. И как бы ситуация ни зависела от внешнего влияния, самоед замыкается в деструктивном локус-контроле — самобичевании и нежелании начать действовать, делать хотя бы то, что может.

Как говорил Фома Аквинский, молись так, как будто все зависит от Бога, а делай так, как будто все зависит от тебя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать